18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Время стерло ресницы «Девушки с жемчужной сережкой» и занавес позади нее

Опубликованы результаты исследования шедевра Яна Вермеера

Королевская галерея Маурицхейс в Гааге рассказала о результатах исследования своего главного шедевра — картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» (1665). Научная экспертиза проходила с 26 февраля по 11 марта 2018 года прямо в экспозиции, на виду у публики, «за стеклом». Выводы были опубликованы музеем на сайте проекта Meisje in de schijnwerper («Девушка в центре внимания»).

Среди открытий ученые особо выделяют следующие. Во-первых, оказалось, что пустой нейтральный фон картины — не оригинальный. Изначально Вермеер написал девушку на фоне зеленого занавеса, который просто исчез за прошедшие столетия из-за изменений в краске.

Во-вторых, выяснилось, что ресницы у девушки с жемчужной сережкой все-таки были, как показали макрорентгеновское флюоресцентное сканирование и изучение с помощью микроскопа. Их также не пощадило время. Исследование выявило, что по мере создания картины Вермеер вносил в ее композицию изменения: свое место не сразу нашли ухо, верхняя часть платка и задняя часть шеи. Наконец, в верхнем левом углу работы обнаружилась подпись художника — IVMeer.

Впервые удалось точно выявить и разложить цветовую палитру Вермеера, определив все пигменты. Краски, использованные художником при создании картины, происходят со всех краев земли, включая Англию, Центральную Америку и, возможно, Азию или Вест-Индию (то есть были весьма дорогостоящими). Головной убор девушки написан высококачественным ультрамарином, изготовленным из афганской ляпис-лазури — в XVII веке этот пигмент ценился дороже золота. Одно из открытий, как отмечается в пресс-релизе, состоит в том, что ляпис-лазурь, возможно, сначала нагревали, это облегчало шлифование и давало более интенсивный синий цвет.

Полностью о результатах исследований, блоги ученых и научные статьи по итогам работы можно прочитать на сайте проекта.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+