18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как проходит открытие музеев в Германии после карантина

Один из первых музеев, вернувшихся к работе после карантина, дает посетителям возможность попрактиковаться в соблюдении социального дистанцирования начиная с фойе

В Музее современного искусства земли Бранденбург в Котбусе, расположенном в сотне километров к юго-востоку от Берлина, посетители разбиваются на пары и встают, держась за противоположные концы специальных тростей длиной ровно 1,5 м — именно такую минимальную дистанцию правительство Германии предписывает соблюдать не живущим вместе людям. Это же расстояние размечено на полу при помощи клейкой ленты (и одного взгляда на нее достаточно, чтобы осознать, что дистанция между посетителями берлинских супермаркетов гораздо меньше).

«Музей — это пространство свободы, спроектированное специально для того, чтобы открывать новые горизонты мысли, но мы не существуем вне связей с окружающей реальностью», — говорит Ульрике Кремайер, директор котбусского музея, вернувшегося к работе 1 мая.

Музей современного искусства земли Бранденбург обладает самой большой в Германии коллекцией восточногерманского искусства и располагается в здании бывшей дизельной электростанции, построенной в 1927 году. Сейчас здесь проходит выставка, посвященная фотографии 1990 года — года объединения Германии. В числе прочих в экспозиции представлены работы Барбары Клемм и Герхарда Геблера. Она успела проработать всего две недели перед тем, как музею пришлось временно закрыться в начале марта.

Музей ввел дополнительные меры безопасности: установил на прилавки защиту из оргстекла и закупил для посетителей дезинфицирующее средство для рук, что, как жалуется Кремайер, «обошлось в целое состояние». «Кто-то здорово наживается на всем этом», — говорит она.

Сотрудники рассчитали, сколько посетителей могут единовременно находиться в каждом из залов, не нарушая ограничение в 20 кв. м на человека, и пришли к выводу, что предельная вместимость музея составляет 100 человек. «Наши посетители — здравомыслящие люди, — говорит Кремайер. — Думаю, проблем не будет».

По ее словам, в обычное время значительную часть аудитории музея составляют групповые экскурсии, но в этом году их возобновления ждут не раньше осени. Сейчас вместо них индивидуальным посетителям и парам предлагаются 20-минутные экскурсии за символическую плату в €2. Ношение масок не обязательно, но рекомендуется.

В фойе котбусского музея демонстрируют видео, где Кремайер рассказывает о различных средствах индивидуальной защиты в общественном пространстве, которые в прошлом предлагали художники и архитекторы. Директор музея планирует интегрировать в его пространство и другие элементы экспозиции на тему пандемии. «Например, сейчас рукопожатие стало считаться невежливым, — говорит она. — Чем заменить эту древнюю форму приветствия, которая изначально служила жестом мира, способом показать, что вы не вооружены?»

Открытие музеев в Германии происходит постепенно, и в разных землях действуют разные инструкции. Берлинским музеям разрешили открыться уже на этой неделе, но пока что о планах воспользоваться этой возможностью объявили лишь некоторые из них. «Подготовить музей к открытию — нетривиальная задача», — объяснил в интервью журналу Monopol президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер. По его словам, один из главных вопросов заключается в том, сколько времени посетители обычно проводят в одном зале, поскольку теоретически это может повысить риск заражения.

Власти Германии обсуждают создание «фонда культурной инфраструктуры» для поддержки институций, потерявших доходы вследствие карантина. Культурный совет, ассоциация институций в сфере культуры и творчества, призывает выделить на это €500 млн.

Правительство страны 30 апреля объявило о выделении €10 млн на обеспечение мер безопасности в маленьких и средних музеях, выходящих из карантина. Национальная ассоциация музеев предложила также определить специальные временные интервалы для представителей уязвимых групп, увеличить часы работы, участить и усилить уборку и предоставлять посетителям маски по требованию.

«Необходимо сделать так, чтобы поток посетителей распределялся равномерно», — сказал Парцингер журналу Monopol. Он отказался назвать точные даты открытия государственных музеев Берлина, но сказал, что поначалу откроются лишь некоторые из них. Посетители будут обязаны носить защитные маски, а билеты на определенные временные интервалы будут продаваться в интернете.

В числе первых в Берлине музеев, которые вернутся к работе, музей декоративно-прикладного искусства имени Брехана, открывающийся 12 мая с выставкой художника Ганса Балушека (1870–1935), и новое крыло дворца Шарлоттенбург, которое распахнет свои двери в тот же день. Главная территория дворца по-прежнему закрыта. В Немецком историческом музее 11 мая заработает выставка, посвященная Ханне Арендт, однако его основное здание пока также закрыто. Музей Барберини в Потсдаме открылся 6 мая с выставкой Клода Моне, которую продлили до 19 июля (по плану она должна была работать с 22 февраля по 1 июня). Как сообщил директор музея Ортруд Вестхайдер, в первый день они приняли 80 посетителей, по 10 в час, менее трети от обычного количества.

Несмотря на то что «упаковку» Триумфальной арки в Париже решили перенести на 2021 год, в культурном центре Deutsche Bank в Берлине — Palais Populaire с 6 мая проходит ретроспектива под названием «Христо и Жанна-Клод. Проекты 1963–2020 годов из коллекции Ингрид и Томаса Йоххайм». В экспозицию вошел проект по «упаковке» Рейхстага, осуществленный дуэтом 25 лет назад.

В Дрездене с 5 мая открыта обновленная Картинная галерея старых мастеров, которая сейчас принимает не более 200 посетителей единовременно. Им предлагается оставить на сайте контактную информацию, чтобы их можно было проинформировать в том случае, если выяснится, что в музее побывал носитель коронавируса. Во Франкфурте 6 мая открылся выставочный зал Ширн, а 9 мая его примеру последует Музей Штеделя.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+