18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка пасхальных плакатов Easter Posters 2.0 проходит онлайн

Накануне православной Пасхи художники, кураторы, музыканты и айтишники объединились в любопытном проекте

Идея носилась в воздухе — во время карантина и тотальной самоизоляции кто-нибудь просто обязан был сделать свежую арт-выставку в виртуальном пространстве.

Смотр пасхальных плакатов готовился давно. Все началось с того, что известный современный художник Елена Ковылина стала директором муниципальной галереи «Ходынка» и искала интересные проекты под новую площадку. Один из тех, кому она позвонила, — ныне живущий в Черногории галерист Марат Гельман. Среди многочисленных культурных начинаний, которые Марат инициирует в подведомственной ему Будве, — Школа дизайна Сергея Серова. Последний тоже не нуждается в долгом представлении: Сергей Иванович Серов вот уже четверть века поддерживает в России профессиональную активность в области графического дизайна. Придуманный им фестиваль «Золотая пчела» в этом году состоится в Москве уже в 14-й раз!

Так вот, в числе фестивалей, конкурсов и образовательных программ графического дизайна в Черногории в 2017 году была выставка пасхального плаката. Она имела большой успех. В тот год католическая и православная Пасхи совпали по датам, и представители двух ветвей христианства вдруг объединились в благосклонном отношении к этой идее и если не благословили, то вполне были рады, что современные художники-графики пофантазировали на тему Пасхи.

В 2020-м Марат Гельман предложил Елене Ковылиной повторить ту выставку в Москве в галерее «Ходынка», естественно дополнив экспозицию свежими работами. Но в проект вмешались обстоятельства. Короче, провести выставку в предпасхальную неделю не осталось никаких возможностей.

И тут к проекту присоединились живущие в Берлине русские художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. Они давно экспериментируют с visual reality installations — компьютерными программами, которые позволяют переносить реальные выставки в цифровое пространство. Несколько московских смотров, имевших место еще до отъезда художников в Германию, они воспроизвели в виртуальной реальности.

На сей раз выставку Easter Posters решили сразу делать онлайн. Чтобы совсем был «полный фарш», позвали композитора Сергея Невского написать музыку. В каждом виртуальном зале она своя — перемещаться по выставке не скучно.

Вы можете пройти по ссылке в конце статьи — и очутиться в белом виртуальном музее, где по стенам шести круглых залов развешаны плакаты. Обратите внимание на произведения Петра Банкова — одного из лидеров графического дизайна в мировом масштабе, живущего в Праге, на плакаты Николая Штока, Юрия Гулитова, Дана Райзингера (1934–2019) из Израиля, на художника из Петербурга Дмитрия Мириленко, Анну Черную с Украины. Как и на любой сборной выставке, работы сильно различаются по качеству: есть образы буквально наивные, есть почти абстрактные, обыгрывающие шрифты и масштаб отдельных графических элементов. В общем и целом выставка веселая и светлая и соответствует моменту — в том смысле, что напоминает о радости Воскресения и спасает от депрессивных настроений, связанных с самоизоляцией.

Правда, для абсолютного погружения необходимо оборудование — очки-шлем виртуальной реальности. Сейчас в интернет-магазине самый дешевый стоит 36 тыс. руб. Но даже и без очков можно составить представление о том, что и как продвинутые художники фантазируют о Пасхе и ее знаках-символах.

Марат Гельман уверен, что это только начало: Google и Facebook наперегонки разрабатывают дешевые VR-очки, коронавирус сильно ускорил процесс и все это оборудование вот-вот должно подешеветь. Повсеместное распространение VR-выставок — вопрос ближайшего времени, и они, по всей видимости, кардинально изменят арт-индустрию.

При всем чисто техническом новаторстве затеи мы не должны отвлекаться от свежести самой концепции. Где плакаты — и где Пасха! Официальные религиозные праздники, по крайней мере в России, — особая область со своей эстетикой, правилами и целевой аудиторией. Легкое новаторство позволяется разве что в росписи яиц. А тут целая выставка, причем уже «апробированная» на международной сцене.

Автором идеи выступил Сергей Серов. В рамках «Золотой пчелы», которая имеет более дюжины номинаций, как минимум одну номинацию он посвящает вопросам веры. Темы звучат почти нейтрально: «Десять заповедей», «Вера, надежда, любовь», «Ад. Чистилище. Рай». Художники, как сам Сергей Иванович говорит, без особого энтузиазма откликаются на его инициативу, потому как в большинстве своем они левые агностики и атеисты. Тем не менее Серов настаивает и видит в этом собственную миссию. Его вдохновляет пример Японии, где синтоизм и буддизм настолько вошли в сознание людей, что, сами того не замечая, они живут, работают, творят, радуются жизни согласно глубоко укоренным религиозным этике и эстетике. Неписанные многовековые правила помогают японцам создавать в том числе ни на что не похожий современный дизайн. «Россия — не дизайнерская страна, она никогда не стремилась к красоте повседневности и гуманному обустройству жизни, — возвращается Сергей Серов к родным осинам. — И дизайнерам приходится растапливать эту вечную мерзлоту, нести в мир человечность. Тем более что талант нам дан Божьей милостью, а искусство можно трактовать как отблески божественного начала».

Выставка доступна здесь.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+