18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Греческая страсть к «русскому ван Гогу»

«Жизнь и приключения Анатолия Зверева. Молодые годы» — так называется каталог выставки из собрания Димитрия Апазидиса, состоявшейся в Музее AZ этой весной

Как известно, наиболее преданным почитателем и собирателем произведений Анатолия Зверева (1931–1986) был Георгий Костаки (1913–1990). Именно его коллекция пять лет назад легла в основу московского Музея AZ. Но Костаки был не одинок в этом своем пристрастии. Зверевым интересовались и другие ценители, причем еще в 1950-е годы, когда художник только начинал получать признание в неофициальных кругах. Среди тех немногих, кто по достоинству оценил раннего Зверева, оказался и Димитрий Апазидис (1918–1994), сотрудник сначала греческого, а позже шведского посольства, соотечественник и друг Костаки. Прочий дипкорпус подтянулся к ним позже.

До своего отъезда в 1974 году из Москвы в Стокгольм Апазидис приобрел у автора несколько сотен работ, графических и живописных. После смерти коллекционера его собрание опекают сыновья, Георгий и Николас Апазидисы. При их содействии и по инициативе основательниц упомянутого Музея AZ Наталии Опалевой и Полины Лобачевской около 250 произведений демонстрировались в Москве на выставке «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». Так же назван и каталог — с подзаголовком «Молодые годы».

Действительно, почти все вещи здесь датированы 1950–1960-ми годами, с редкими вкраплениями начала 1970-х. Именно этот период знатоки считают наиболее значимым в творчестве Зверева. Немаловажно и то, что своему «постоянному клиенту» художник иногда предлагал целые подборки — в виде серий или тематических блоков. Такие работы в каталоге закономерно соседствуют, и любопытно сравнивать их между собой, будь то зарисовки лыжников или типажные портреты обитателей родного для Зверева района Сокольники. Особая же биографическая печать ложится на еще одну серию портретов, где изображены члены семьи художника — жена Люся и дочь Верочка. Надо сказать, матримониальные мотивы были совсем не характерны для этого «странствующего рыцаря».

Другая редкость — гуашевые или фломастерные беспредметные композиции начала 1960-х. В каталоге они опубликованы в разделе под названием «Супрематика»; впрочем, геометрические элементы играют в этих работах совсем иную роль, нежели подразумевалось Малевичем. Они тяготеют к бессознательной игре на грани анархии, что отсылает, скорее, к приемам ташизма, еще недавно крайне модного в Западной Европе, а советской аудитории знакомого разве что по репродукциям в заграничных журналах. Хотя Зверев и без западных влияний был прирожденным, причем необузданным, экспрессионистом — вероятно, это и должен подчеркнуть несколько эксцентричный дизайн каталога.

Поскольку речь идет о единой коллекции, довольно логично, что главным рассказчиком в издании выступает сам Димитрий Апазидис. Его мемуары воспроизведены здесь или в формате личных высказываний, или в пересказе других участников событий — сына Георгия и знаменитого реставратора Саввы Ямщикова (1938–2009). Однако вербальным лейтмотивом, а не только визуальным, оказывается все тот же Зверев. Каталог испещрен его афоризмами наподобие «Гремят колеса трамваев — живопись» или «Художник должен быть свидетелем дел животного и растительного мира». Или еще вот такое: «Истинное искусство должно быть свободным, что очень трудно, потому что жизнь скованна». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+