18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Греческая страсть к «русскому ван Гогу»

«Жизнь и приключения Анатолия Зверева. Молодые годы» — так называется каталог выставки из собрания Димитрия Апазидиса, состоявшейся в Музее AZ этой весной

Как известно, наиболее преданным почитателем и собирателем произведений Анатолия Зверева (1931–1986) был Георгий Костаки (1913–1990). Именно его коллекция пять лет назад легла в основу московского Музея AZ. Но Костаки был не одинок в этом своем пристрастии. Зверевым интересовались и другие ценители, причем еще в 1950-е годы, когда художник только начинал получать признание в неофициальных кругах. Среди тех немногих, кто по достоинству оценил раннего Зверева, оказался и Димитрий Апазидис (1918–1994), сотрудник сначала греческого, а позже шведского посольства, соотечественник и друг Костаки. Прочий дипкорпус подтянулся к ним позже.

До своего отъезда в 1974 году из Москвы в Стокгольм Апазидис приобрел у автора несколько сотен работ, графических и живописных. После смерти коллекционера его собрание опекают сыновья, Георгий и Николас Апазидисы. При их содействии и по инициативе основательниц упомянутого Музея AZ Наталии Опалевой и Полины Лобачевской около 250 произведений демонстрировались в Москве на выставке «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». Так же назван и каталог — с подзаголовком «Молодые годы».

Действительно, почти все вещи здесь датированы 1950–1960-ми годами, с редкими вкраплениями начала 1970-х. Именно этот период знатоки считают наиболее значимым в творчестве Зверева. Немаловажно и то, что своему «постоянному клиенту» художник иногда предлагал целые подборки — в виде серий или тематических блоков. Такие работы в каталоге закономерно соседствуют, и любопытно сравнивать их между собой, будь то зарисовки лыжников или типажные портреты обитателей родного для Зверева района Сокольники. Особая же биографическая печать ложится на еще одну серию портретов, где изображены члены семьи художника — жена Люся и дочь Верочка. Надо сказать, матримониальные мотивы были совсем не характерны для этого «странствующего рыцаря».

Другая редкость — гуашевые или фломастерные беспредметные композиции начала 1960-х. В каталоге они опубликованы в разделе под названием «Супрематика»; впрочем, геометрические элементы играют в этих работах совсем иную роль, нежели подразумевалось Малевичем. Они тяготеют к бессознательной игре на грани анархии, что отсылает, скорее, к приемам ташизма, еще недавно крайне модного в Западной Европе, а советской аудитории знакомого разве что по репродукциям в заграничных журналах. Хотя Зверев и без западных влияний был прирожденным, причем необузданным, экспрессионистом — вероятно, это и должен подчеркнуть несколько эксцентричный дизайн каталога.

Поскольку речь идет о единой коллекции, довольно логично, что главным рассказчиком в издании выступает сам Димитрий Апазидис. Его мемуары воспроизведены здесь или в формате личных высказываний, или в пересказе других участников событий — сына Георгия и знаменитого реставратора Саввы Ямщикова (1938–2009). Однако вербальным лейтмотивом, а не только визуальным, оказывается все тот же Зверев. Каталог испещрен его афоризмами наподобие «Гремят колеса трамваев — живопись» или «Художник должен быть свидетелем дел животного и растительного мира». Или еще вот такое: «Истинное искусство должно быть свободным, что очень трудно, потому что жизнь скованна». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+