18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Творение Шинкеля пришлось восстанавливать дважды

№82
Материал из газеты

Берлинский храм в неоготическом стиле, пострадавший из-за стройки по соседству, откроется после длительной реставрации — в нем расположится музей скульптуры

Фридрихсвердерская церковь — архитектурная достопримечательность в центре Берлина, построенная по проекту Карла Фридриха Шинкеля (1781–1841). Этим летом она вновь откроется для публики в качестве музея скульптуры спустя почти восемь лет после того, как здание пришлось закрыть на ремонт из-за угрозы обрушения, которая возникла в результате начавшейся неподалеку стройки.

Неоготическое строение из красного кирпича — единственная в центре Берлина церковь Шинкеля, чей фасад и интерьер дошли до нас в первозданном виде. Однако, как и многие другие здания германской столицы, она стоит на песке и воде — корень «вердер» из ее названия переводится как «остров на реке». Откачка грунтовых вод может привести к сдвигам в структуре почвы. Именно это произошло в 2012 году, когда в нескольких метрах от церкви строительная компания начала выемку грунта. В результате в западной части церкви образовались трещины. Ее фундамент, мраморные полы, кирпичные стены, масверк (разновидность орнамента) на двух окнах и внутренние своды сильно пострадали. 

Реконструкция, которую оплатила компания-застройщик, потребовала введения в фундамент цементного раствора для стабилизации конструкции. По словам Готтфрида Графе, руководившего работами, после всесторонних испытаний реставраторы решили использовать новую технологию — заполнить самую широкую трещину в полу смесью дерева и силикона. «Это помогло, — говорит Графе. — Мы сами разработали такой метод и подумали даже, что неплохо бы его запатентовать».

Фридрихсвердерская церковь строилась с 1824 по 1830 год, приблизительно в то же время, что и знаменитое здание Старого музея, спроектированное Шинкелем. Вдохновившись античностью и путешествиями по Италии, он изначально задумал церковь как подобие римского храма с колоннадами по внешнему периметру стен. Но заказчик, кронпринц Фридрих-Вильгельм, хотел, чтобы здание было «в старогерманском стиле». В итоге они пришли к компромиссу, соединив неоготические арки с чистыми линиями классицизма. Красный кирпич экстерьера резко контрастирует с интерьером, росписи которого создают впечатление, что стены сложены из песчаника. Графе рассказал, что, для того чтобы воссоздать оригинальный интерьер, реставраторам пришлось нанести на стены более 12 тыс. м линий, имитирующих швы кладки.

Классицистические наклонности Шинкеля нашли выражение в орнаментах с пальметтами, плоской крыше и внутреннем балконе в церкви. Пожалуй, самым революционным элементом стали витражи хоров, выполненные в ярких голубых и красных цветах и изображающие ангелов-женщин. Графе объясняет, что до того ангелов в церквях изображали либо в мужском обличье, либо бесполыми.Кронпринцу церковь показалась все же недостаточно неоготической. По его заказу Фридрих Август Штюлер, один из бывших учеников Шинкеля, добавил острые кончики к приземистым пинаклям (декоративным башенкам) на крыше здания.

Церковь использовалась не только немецкой, но и франкоязычной протестантской общиной, но службы в ней прекратились после того, как во время Второй мировой войны она пострадала при бомбардировках и артобстрелах. Здание стояло в руинах вплоть до реставрации под руководством Графе, начавшейся в 1979 году. Повторное открытие, приуроченное к празднованию 750-летия Берлина, состоялось в 1987-м. Следующую четверть века бывший храм служил экспозиционной площадкой для городской коллекции скульп­туры XIX века.

По словам директора Старой национальной галереи Ральфа Гляйса, в результате строительства по соседству церковь пострадала даже сильнее, чем во время войны. Сейчас он руководит монтажом скульп­тур из государственных коллекций Берлина; в число их авторов входят выдающиеся современники Шинкеля — Кристиан Даниель Раух, Кристиан Фридрих Тик, Иоганн Готтфрид Шадов. «Мы представим как давно знакомые работы, так и некоторые новые дополнения», — рассказывает он. Минувшей зимой в церкви прошли дни открытых дверей, и тысячи берлинцев смогли посмотреть на результаты реставрации. Государственные музеи Берлина арендуют здание у Евангелической церкви, действует пятилетний контракт с возможностью продления. Открытие скульптурной экспозиции для широкой публики намечено на конец лета. Вход туда будет бесплатным.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+