18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Айдан Салахова: «Искусство нынешнего времени бесценно»

Художники, как и каждый из нас, оказались в неожиданных и пугающих условиях новой реальности. Мы спрашиваем, как они переживают настоящее и каким видят будущее. Первой ответила Айдан Салахова — прямо из больничного карантина

Айдан Салахова, художник, скульптор, галерист и академик Российской академии художеств, наблюдала распространение коронавируса в Италии своими глазами. С 1 февраля 2020 года она работала над очередной скульптурой в своей мастерской в городе Каррара, известном каменоломнями самого ценного в мире мрамора. Когда ситуация драматически обострилась, Айдан решила вернуться на родину. В ночь с 10 на 11 марта одним из последних рейсов «Аэрофлота» она улетела из Болоньи в Москву и через два дня оказалась в карантине в Реабилитационном центре «Царицыно»: как выяснилось, двое пассажиров ее рейса были заражены. На излете вынужденного больничного заточения Айдан Салахова ответила на вопросы The Art Newspaper Russia.

Как повлиял на вашу жизнь коронавирус?

За последние три недели он несколько раз выбивал меня из рабочего процесса, в который я была сильно погружена. Первый раз — когда 10 марта резко возросло количество заболевших и умерших в Италии и весь север страны был объявлен «красной зоной». Я находилась южнее, в Карраре, но было понятно, что не сегодня завтра карантин дойдет и до нас. Я в это время работала над скульптурой «Пьета» (к будущей выставке, которую запланировал на ноябрь 2020 года коллекционер и куратор Игорь Цуканов). Стало ясно, что надо срочно улетать в Москву, иначе границы закроют. Я собралась за считаные часы. Очень жалею, что оставила работу: она была на той стадии, когда уже нельзя довериться помощникам и мое присутствие необходимо.

Второй раз вирус вмешался 13 марта, когда я приехала домой и начала писать большую картину. Меня эвакуировали, можно сказать, прямо от холста, я попала в центр «Царицыно». Пришлось опять менять занятие. Сейчас я обдумываю будущие проекты, делаю эскизы скульптуры, занялась рисованием. За две недели написала в общей сложности 20 небольших картин. Развесила их по стенам, всем очень нравится. Хочу одну подарить больнице.

Какие в создавшейся ситуации вы видите плюсы и минусы?

На самом деле, в замедлении темпа есть и хорошая сторона. Ты выпадаешь из бешеного ритма встреч, тусовок, выставок, вдруг высвобождается время подумать, заняться тем, до чего в суете не доходили руки. Очень продуктивный период. Я сужу об этом даже по своим студентам: они вдруг начали присылать осмысленные работы, у них сильно прибавилось глубины. И ведь это только начало.

Что касается реакции на саму болезнь, то все положенные стадии принятия неизбежного — от отрицания и гнева до депрессии и смирения — я вместе с коллегами и друзьями прошла в Италии. В Москве меня словно вернули на месяц назад. Я наблюдаю, как те же стадии неверия и отрицания проходят мои знакомые. Особенно это заметно по аудитории в Instagram, в Facebook комментарии более осмысленные. Хочется донести простую мысль: ситуация очень серьезная. Советую всем смотреть на Италию. Там уже есть опыт, как ведет себя болезнь и как должно реагировать общество. Разница лишь в том, что жесткий карантин застал итальянцев врасплох, а для нас он станет неприятностью, но вполне ожидаемой.

Я также хочу предупредить, что вирус не выбирает жертв по году рождения, среди моих заболевших друзей — люди самого разного возраста. Может быть, молодежь реже умирает, но то, что болезнь протекает очень тяжело, — факт. Лучше ее не допускать.

Как изменится жизнь после вируса?

Художники в любом случае будут творить, для нас мало что изменится. Меньше будет выставочных проектов, культурных инициатив, продаж, вообще будет меньше денег. Но, опять же, не имеющие постоянного стабильного заработка художники лучше других приспособлены к таким форс-мажорным обстоятельствам.

Станет меньше суеты на нашем шарике. Вся система инвестиционных вложений в искусство должна сильно скорректироваться. Это неправильно, что люди покупают искусство, не испытывая к нему особых чувств, стремясь лишь отбить со временем деньги. Все это отомрет. Я надеюсь, нас ждет обновление. И эпидемия в этом смысле лучше, чем, например, война.

Отдельно хочу обратиться к коллекционерам. Не переставайте покупать. Искусство нынешнего времени бесценно: оно свидетель исторических событий.

21 марта 2020 года

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+