18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ювелирное искусство на ярмарке TEFAF

Парящие бриллианты Вирена Багата, микромозаики Маурицио Фьораванти и древние артефакты в новых украшениях — ярмарка TEFAF в Маастрихте успела привлечь внимание к ювелирному искусству, хоть и закрылась раньше срока

Перед открытием ярмарки TEFAF, специализирующейся в основном на старом искусстве, было опасение, что стенды будут стоять пустыми, а коллекционеры — большей частью люди пожилые — предпочтут не рисковать. Однако в первые дни, закрытые для широкой публики, на ярмарке побывало больше 10 тыс. знатоков — коллекционеров и профессионалов.

Главным событием TEFAF в ювелирном разделе стало участие индийского ювелира Вирена Багата. Он, без преувеличения, один из лучших современных мастеров, его украшения представлены в ведущих галереях современного ювелирного искусства. Были они и в знаменитой коллекции шейха аль-Тани, часть которой в прошлом году была продана на аукционе Christie’s. «Мумбайский затворник», в год создающий не больше 60 вещей, до этого не видел смысла и необходимости покидать мастерскую. Однако после аукциона Christie’s Вирен Багат решил, что хотел бы показывать свои украшения пусть не широкой публике, но хотя бы узкому кругу ценителей. И выбрал для первого «выхода в свет» именно TEFAF. Сам он говорит, что в основе его стиля — многонациональная культура Индии. При этом его вещи современны, стилистически интернациональны, в них с легкостью угадывается влияние классического европейского ар-деко, абстрактного минимализма, конструктивистской и органической архитектуры.

Отличительная черта украшений Вирена Багата — искусная работа с объемами. Он не делает плоских украшений, даже если на первый взгляд они кажутся таковыми. Другая особенность его стиля — почти полный отказ от металла: бриллианты в его брошах и серьгах соединены друг с другом платиновой проволокой толщиной с человеческий волос, почти незаметной глазу, и кажется, что вместе их удерживает сила магнетического притяжения. К выставке было специально создано около 50 вещей, но фотографировать разрешают только 2 — серьги с опалами и изумрудом и кольцо с сапфиром, где центральный камень собран из трех, идеально подобранных по оттенку.

Традиционный гвоздь программы ювелирного раздела TEFAF — мюнхенская компания Hemmerle, один из самых узнаваемых независимых ювелирных брендов. По-настоящему удивляет его работа с нестандартными металлами: алюминием, бронзой, медью, сталью (и с вполне конвенциональными золотом и платиной тоже) — и их идеальное колористическое сочетание с драгоценными камнями. А еще узнаваемая фирменная закрепка драгоценных камней «шипом наружу» и интеграция древних артефактов — от старинной яванской керамической бусины до японских объемных эмалей и римских микромозаик — в современные украшения. При этом вещи ювелиров бренда обладают безупречной эргономикой украшения, которое можно носить каждый день. Одни из немногих, кто выступает в высоком ювелирном сегменте, они действительно озабочены тем, как их украшения будут жить на теле. Например, все серьги, пока они не найдут владельца, сделаны в виде клипсов.

Сильнейший ювелирный игрок, по ряду формальных признаков отнесенный к разделу «антиквариат», лондонская галерея Symbolic & Chase — на сегодняшний день один из законодателей. В этом году галерея тематически разделила коллекцию на блоки: исторические вещи и артефакты, украшения ХХ века и украшения с крупными камнями, современное ювелирное искусство. Особая гордость Мартина Трэвиса, владельца галереи, — плоский изумруд весом 133,26 карата с резьбой по контуру. Недавно он нашел изображение этого камня на индийской гравюре XVII века, и этот факт, подтверждающий возраст и провенанс, радует его необычайно. Можно было подумать, что Трэвис — исследователь в большей степени, чем продавец, если бы именно на его стенде у украшений не стояло наибольшее количество красных точек, свидетельствующих о продаже.

В этом году Мартин Трэвис показывает новые вещи итальянского ювелира Маурицио Фьораванти (марка Vamgard) — именно его микромозаики стали сенсацией прошлого года. Фьораванти делает не больше трех вещей в год, и каждая мгновенно находит покупателей. На этот раз один из главных предметов в коллекции — массивный браслет с бриллиантовыми облаками и змеями. Кажется, будто он сделан из лакового дерева — гладкий, блестящий, элегантно изогнутый. Однако это лишь искусная иллюзия. Основа браслета — углепластик с добавлением бронзы. Именно она дает этот эффект древесной структуры, а идеальная полировка — ощущение японской лаковой шкатулки.

Еще одна важная галерея, мимо которой невозможно пройти, — FD Gallery из Нью-Йорка. Начинавшаяся как собрание интересных вещей со всего мира, она довольно быстро стала специализироваться исключительно на украшениях. В основном это яркие и заметные изделия ХХ–XXI веков — от тиары Cartier 1920-х, знаковых вещей Van Cleef & Arpels и Сюзанн Бельперрон до эксклюзивных украшений молодого французского ювелира Алессандро Саббатини (марка Sabba). Он работает с очень крупными формами, в основном в титане, с интеграцией драгоценных камней: бриллиантов, изумрудов, жемчуга. Произведения Саббатини эффектны и отлично смотрятся на красных дорожках — его серьги с удовольствием надевают актрисы на крупнейшие мероприятия года вроде Met Gala, главного модного раута Метрополитен-музея; однако клиенты, в чьих шкатулках в итоге оседают эти серьги, нередко далеки от светской жизни.

К сожалению, ярмарка завершила работу на четыре дня раньше срока, так как у одного из участников был диагностирован коронавирус. Многие потенциальные покупатели не смогли или побоялись приехать. Однако галеристы отмечали, что очень много сделок в первые дни совершались в мессенджерах — WhatsApp фактически стал основным инструментом продаж.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+