18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ювелирное искусство на ярмарке TEFAF

Парящие бриллианты Вирена Багата, микромозаики Маурицио Фьораванти и древние артефакты в новых украшениях — ярмарка TEFAF в Маастрихте успела привлечь внимание к ювелирному искусству, хоть и закрылась раньше срока

Перед открытием ярмарки TEFAF, специализирующейся в основном на старом искусстве, было опасение, что стенды будут стоять пустыми, а коллекционеры — большей частью люди пожилые — предпочтут не рисковать. Однако в первые дни, закрытые для широкой публики, на ярмарке побывало больше 10 тыс. знатоков — коллекционеров и профессионалов.

Главным событием TEFAF в ювелирном разделе стало участие индийского ювелира Вирена Багата. Он, без преувеличения, один из лучших современных мастеров, его украшения представлены в ведущих галереях современного ювелирного искусства. Были они и в знаменитой коллекции шейха аль-Тани, часть которой в прошлом году была продана на аукционе Christie’s. «Мумбайский затворник», в год создающий не больше 60 вещей, до этого не видел смысла и необходимости покидать мастерскую. Однако после аукциона Christie’s Вирен Багат решил, что хотел бы показывать свои украшения пусть не широкой публике, но хотя бы узкому кругу ценителей. И выбрал для первого «выхода в свет» именно TEFAF. Сам он говорит, что в основе его стиля — многонациональная культура Индии. При этом его вещи современны, стилистически интернациональны, в них с легкостью угадывается влияние классического европейского ар-деко, абстрактного минимализма, конструктивистской и органической архитектуры.

Отличительная черта украшений Вирена Багата — искусная работа с объемами. Он не делает плоских украшений, даже если на первый взгляд они кажутся таковыми. Другая особенность его стиля — почти полный отказ от металла: бриллианты в его брошах и серьгах соединены друг с другом платиновой проволокой толщиной с человеческий волос, почти незаметной глазу, и кажется, что вместе их удерживает сила магнетического притяжения. К выставке было специально создано около 50 вещей, но фотографировать разрешают только 2 — серьги с опалами и изумрудом и кольцо с сапфиром, где центральный камень собран из трех, идеально подобранных по оттенку.

Традиционный гвоздь программы ювелирного раздела TEFAF — мюнхенская компания Hemmerle, один из самых узнаваемых независимых ювелирных брендов. По-настоящему удивляет его работа с нестандартными металлами: алюминием, бронзой, медью, сталью (и с вполне конвенциональными золотом и платиной тоже) — и их идеальное колористическое сочетание с драгоценными камнями. А еще узнаваемая фирменная закрепка драгоценных камней «шипом наружу» и интеграция древних артефактов — от старинной яванской керамической бусины до японских объемных эмалей и римских микромозаик — в современные украшения. При этом вещи ювелиров бренда обладают безупречной эргономикой украшения, которое можно носить каждый день. Одни из немногих, кто выступает в высоком ювелирном сегменте, они действительно озабочены тем, как их украшения будут жить на теле. Например, все серьги, пока они не найдут владельца, сделаны в виде клипсов.

Сильнейший ювелирный игрок, по ряду формальных признаков отнесенный к разделу «антиквариат», лондонская галерея Symbolic & Chase — на сегодняшний день один из законодателей. В этом году галерея тематически разделила коллекцию на блоки: исторические вещи и артефакты, украшения ХХ века и украшения с крупными камнями, современное ювелирное искусство. Особая гордость Мартина Трэвиса, владельца галереи, — плоский изумруд весом 133,26 карата с резьбой по контуру. Недавно он нашел изображение этого камня на индийской гравюре XVII века, и этот факт, подтверждающий возраст и провенанс, радует его необычайно. Можно было подумать, что Трэвис — исследователь в большей степени, чем продавец, если бы именно на его стенде у украшений не стояло наибольшее количество красных точек, свидетельствующих о продаже.

В этом году Мартин Трэвис показывает новые вещи итальянского ювелира Маурицио Фьораванти (марка Vamgard) — именно его микромозаики стали сенсацией прошлого года. Фьораванти делает не больше трех вещей в год, и каждая мгновенно находит покупателей. На этот раз один из главных предметов в коллекции — массивный браслет с бриллиантовыми облаками и змеями. Кажется, будто он сделан из лакового дерева — гладкий, блестящий, элегантно изогнутый. Однако это лишь искусная иллюзия. Основа браслета — углепластик с добавлением бронзы. Именно она дает этот эффект древесной структуры, а идеальная полировка — ощущение японской лаковой шкатулки.

Еще одна важная галерея, мимо которой невозможно пройти, — FD Gallery из Нью-Йорка. Начинавшаяся как собрание интересных вещей со всего мира, она довольно быстро стала специализироваться исключительно на украшениях. В основном это яркие и заметные изделия ХХ–XXI веков — от тиары Cartier 1920-х, знаковых вещей Van Cleef & Arpels и Сюзанн Бельперрон до эксклюзивных украшений молодого французского ювелира Алессандро Саббатини (марка Sabba). Он работает с очень крупными формами, в основном в титане, с интеграцией драгоценных камней: бриллиантов, изумрудов, жемчуга. Произведения Саббатини эффектны и отлично смотрятся на красных дорожках — его серьги с удовольствием надевают актрисы на крупнейшие мероприятия года вроде Met Gala, главного модного раута Метрополитен-музея; однако клиенты, в чьих шкатулках в итоге оседают эти серьги, нередко далеки от светской жизни.

К сожалению, ярмарка завершила работу на четыре дня раньше срока, так как у одного из участников был диагностирован коронавирус. Многие потенциальные покупатели не смогли или побоялись приехать. Однако галеристы отмечали, что очень много сделок в первые дни совершались в мессенджерах — WhatsApp фактически стал основным инструментом продаж.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+