Ювелирное искусство на ярмарке TEFAF

Парящие бриллианты Вирена Багата, микромозаики Маурицио Фьораванти и древние артефакты в новых украшениях — ярмарка TEFAF в Маастрихте успела привлечь внимание к ювелирному искусству, хоть и закрылась раньше срока

Кольцо BHAGAT
Кольцо BHAGAT

Перед открытием ярмарки TEFAF, специализирующейся в основном на старом искусстве, было опасение, что стенды будут стоять пустыми, а коллекционеры — большей частью люди пожилые — предпочтут не рисковать. Однако в первые дни, закрытые для широкой публики, на ярмарке побывало больше 10 тыс. знатоков — коллекционеров и профессионалов.

Главным событием TEFAF в ювелирном разделе стало участие индийского ювелира Вирена Багата. Он, без преувеличения, один из лучших современных мастеров, его украшения представлены в ведущих галереях современного ювелирного искусства. Были они и в знаменитой коллекции шейха аль-Тани, часть которой в прошлом году была продана на аукционе Christie’s. «Мумбайский затворник», в год создающий не больше 60 вещей, до этого не видел смысла и необходимости покидать мастерскую. Однако после аукциона Christie’s Вирен Багат решил, что хотел бы показывать свои украшения пусть не широкой публике, но хотя бы узкому кругу ценителей. И выбрал для первого «выхода в свет» именно TEFAF. Сам он говорит, что в основе его стиля — многонациональная культура Индии. При этом его вещи современны, стилистически интернациональны, в них с легкостью угадывается влияние классического европейского ар-деко, абстрактного минимализма, конструктивистской и органической архитектуры.

Браслет Vamgard
Браслет Vamgard

Отличительная черта украшений Вирена Багата — искусная работа с объемами. Он не делает плоских украшений, даже если на первый взгляд они кажутся таковыми. Другая особенность его стиля — почти полный отказ от металла: бриллианты в его брошах и серьгах соединены друг с другом платиновой проволокой толщиной с человеческий волос, почти незаметной глазу, и кажется, что вместе их удерживает сила магнетического притяжения. К выставке было специально создано около 50 вещей, но фотографировать разрешают только 2 — серьги с опалами и изумрудом и кольцо с сапфиром, где центральный камень собран из трех, идеально подобранных по оттенку.

Cерьги Sabba
Cерьги Sabba

Традиционный гвоздь программы ювелирного раздела TEFAF — мюнхенская компания Hemmerle, один из самых узнаваемых независимых ювелирных брендов. По-настоящему удивляет его работа с нестандартными металлами: алюминием, бронзой, медью, сталью (и с вполне конвенциональными золотом и платиной тоже) — и их идеальное колористическое сочетание с драгоценными камнями. А еще узнаваемая фирменная закрепка драгоценных камней «шипом наружу» и интеграция древних артефактов — от старинной яванской керамической бусины до японских объемных эмалей и римских микромозаик — в современные украшения. При этом вещи ювелиров бренда обладают безупречной эргономикой украшения, которое можно носить каждый день. Одни из немногих, кто выступает в высоком ювелирном сегменте, они действительно озабочены тем, как их украшения будут жить на теле. Например, все серьги, пока они не найдут владельца, сделаны в виде клипсов.

Колье Hemmerle
Колье Hemmerle

Сильнейший ювелирный игрок, по ряду формальных признаков отнесенный к разделу «антиквариат», лондонская галерея Symbolic & Chase — на сегодняшний день один из законодателей. В этом году галерея тематически разделила коллекцию на блоки: исторические вещи и артефакты, украшения ХХ века и украшения с крупными камнями, современное ювелирное искусство. Особая гордость Мартина Трэвиса, владельца галереи, — плоский изумруд весом 133,26 карата с резьбой по контуру. Недавно он нашел изображение этого камня на индийской гравюре XVII века, и этот факт, подтверждающий возраст и провенанс, радует его необычайно. Можно было подумать, что Трэвис — исследователь в большей степени, чем продавец, если бы именно на его стенде у украшений не стояло наибольшее количество красных точек, свидетельствующих о продаже.

Колье Cartier
Колье Cartier

В этом году Мартин Трэвис показывает новые вещи итальянского ювелира Маурицио Фьораванти (марка Vamgard) — именно его микромозаики стали сенсацией прошлого года. Фьораванти делает не больше трех вещей в год, и каждая мгновенно находит покупателей. На этот раз один из главных предметов в коллекции — массивный браслет с бриллиантовыми облаками и змеями. Кажется, будто он сделан из лакового дерева — гладкий, блестящий, элегантно изогнутый. Однако это лишь искусная иллюзия. Основа браслета — углепластик с добавлением бронзы. Именно она дает этот эффект древесной структуры, а идеальная полировка — ощущение японской лаковой шкатулки.

Cерьги HEMMERLE
Cерьги HEMMERLE

Еще одна важная галерея, мимо которой невозможно пройти, — FD Gallery из Нью-Йорка. Начинавшаяся как собрание интересных вещей со всего мира, она довольно быстро стала специализироваться исключительно на украшениях. В основном это яркие и заметные изделия ХХ–XXI веков — от тиары Cartier 1920-х, знаковых вещей Van Cleef & Arpels и Сюзанн Бельперрон до эксклюзивных украшений молодого французского ювелира Алессандро Саббатини (марка Sabba). Он работает с очень крупными формами, в основном в титане, с интеграцией драгоценных камней: бриллиантов, изумрудов, жемчуга. Произведения Саббатини эффектны и отлично смотрятся на красных дорожках — его серьги с удовольствием надевают актрисы на крупнейшие мероприятия года вроде Met Gala, главного модного раута Метрополитен-музея; однако клиенты, в чьих шкатулках в итоге оседают эти серьги, нередко далеки от светской жизни.

К сожалению, ярмарка завершила работу на четыре дня раньше срока, так как у одного из участников был диагностирован коронавирус. Многие потенциальные покупатели не смогли или побоялись приехать. Однако галеристы отмечали, что очень много сделок в первые дни совершались в мессенджерах — WhatsApp фактически стал основным инструментом продаж.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+