18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Город зримый и город умозрительный

№81
Материал из газеты

Из регулярных газетных эссе Григория Ревзина выросла книга, где урбанистические темы рассмотрены с позиций философии, истории и структурного анализа

Григорий Ревзин — самый, пожалуй, известный в России архитектурный критик, а еще ученый, писатель, куратор выставок и публичная персона. Когда-то популярность ему принесла безжалостная критика архитектурных побед прежнего мэра Юрия Лужкова. Колонки Ревзина в «Коммерсанте» читали и пересказывали друг другу, покатываясь со смеху.

С лужковских времен многое изменилось. Ревзин стал партнером КБ «Стрелка», влиятельной консалтинговой компании в области урбанистики. «Стрелка» ведет многомиллиардные контракты по благоустройству российских городов от Москвы (программа «Моя улица») до самых до окраин. Пусть опосредованно, не напрямую, но Ревзин сейчас в команде власти. К мэру Сергею Собянину он относится положительно, считает его исключительным градоначальником, хоть и критиковал снос торговых палаток в 2016-м.

Когда держишь в руках новую книгу Ревзина с вроде бы таким простым и понятным названием «Как устроен город», ожидаешь найти в ней обобщение его практического опыта: по какой логике они там, в «Стрелке», пишут новые стандарты жизнеустройства. А обнаруживаешь структуралистскую критику в духе «Мифологий» Ролана Барта. Перед нами все тот же этнограф-стоик с той лишь разницей, что прежде он смотрел на власть, а теперь — на все страты, находя в поведении каждой нечто удивительное. 

Сравнивая исследование советского социо­лога Игоря Бестужева-Лады о населении Москвы в 1970-е годы и индуистскую «Ригведу» XVII–XI веков до н.э., в которой объясняется возникновение индийских каст из тела божества Пуруши, ну и попутно ссылаясь на французского лингвиста Жоржа Дюмезиля, цитируя Вячеслава Глазычева и Макса Вебера (это к вопросу о творческом методе: в повествование вплетены сотни отсылок к текстам и авторитетам, и их перекличка составляет прелесть книги), Ревзин допускает, что общество устойчиво делится на четыре группы: воинов, жрецов, торговцев и рабочих. В разные века и в разных странах они по-разному назывались, но суть от этого не меняется. Когда эти четыре группы собираются вместе, образуется город. Смысл города — в конкуренции групп. А архитектура, можно сказать, побочное явление. И дальше автор остроумно препарирует поведение каждой группы и показывает, каким образом с каждой из них коррелирует определенная городская структура: улицы (стихия торговцев), проспекты (жест власти), микрорайоны (пространство пролетариата), вокзалы, стадионы, парки, руины (отправления культов). 

Вкратце пересказать эту книгу сложно, не зря пресса откликнулась на ее выход не столько анонсами и резюме, сколько перепечатыванием фрагментов. Одно можно сказать точно: она не столько о городе, сколько о людях. Для публицистики это чтение увлекательное, воодушевляющее, но непростое, а для научной работы — субъективное и вольное, без списка литературы и корректно оформленных сносок. Текст располагается в междисциплинарном пространстве. Наверное, адекватно на него откликнуться мог бы автор похожего профиля (может, Михаил Ямпольский?), если бы такие авторы не были заняты созданием собственных миров-текстов. Остается изумляться тому, как такое можно сочинить, прорываться сквозь джунгли смыслов и радоваться абзацам, раскрывающим подтексты привычных явлений.

Вот, например, зачем в Москве устраивают ярмарки, парады и фейерверки на праздники? С точки зрения торговцев и рабочих, это безумие, ведь в то же самое время деньги на лечение больных детей собираются по подписке. С позиции же власти, это важный «ритуал обмена экономически бессмысленной траты на укрепление символического господства». Так поступают все правители. Бесконечная щедрость власти порождает ситуацию, когда ей все морально должны.

Или вот, скажем, наша защита памятников старины, причем безотносительно их художественного качества. До XIX века в Европе можно было снести любой дом, и никому и в голову не приходило протестовать. Что же сейчас так щемит? А это связано с секуляризацией — переходом от религиозной традиции к светской модели общественного устройства. Бог умер. Автор прослеживает этапы этой смерти от 1794 года, когда в революционной Франции был провозглашен культ разума, до 1883-го — момента публикации «Так говорил Заратустра» Ницше. «Если Бога убил прогресс, то можно сказать, что прогресс необыкновенно расширил сферу сакрального в прошлом». Отсюда магия старины. Каждый «каретный сарай» — знак если не рая, то того времени, когда Бог еще был жив.

Под раздачу попала и такая привлекательная мифологема современности, как «креативный класс». Ревзин находит массу противоречий в самом определении этого феномена, изобретенного Ричардом Флоридой. Сравнивая это определение с описанием рабочего класса в «Манифесте Коммунистической партии» Карла Маркса, автор выдвигает идею, что креативный класс — современный пролетариат. Ну или аналог низшей индуистской касты — шудр.

Глава о собственно пролетариате и порожденных его потребностями микрорайонах — самая прозрачная, захватывающая и драматическая. Микрорайоны — это рабочие трущобы, подрихтованные фабричными методами строительства. Они дают защиту от непогоды, воду-свет-газ-канализацию — и ноль культуры: «жизнь вне прошлого, вне исторической памяти, вне социальной иерархии». Для возникновения общностей здесь осталось одно-единственное пространство — детские площадки. «От дошкольников до молодых людей, от молодых родителей до алкоголиков на пенсии, все жители проводят свой досуг в песочницах и на качелях». Прочитав Ревзина, хочется вслед за Пушкиным воскликнуть: «Боже, как грустна наша Россия!» 

Блистательный автор сложно размышляет и выворачивает наизнанку тайные смыслы вещей и событий. Жаль, что в книге нет картинок, схем и выносов большим кеглем, — это бы облегчило вхождение в текст обыкновенным читателям. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+