18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Харинг и Баскиа снова вместе

№80
Материал из газеты

Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне

Кит Харинг (1958–1990) и Жан-Мишель Баскиа (1960–1988) родились с разницей в два с половиной года и оба ушли из жизни молодыми: Кит — в 31 год, Жан-Мишель — в 27. Жили в Южном Манхэттене в Нью-Йорке в ­1970–1980-е. Оба работали с Энди Уорхолом, были диджеями, дружили и соперничали друг с другом. И тому и другому на первых порах стенами галерей служили улицы и нью-йоркская подземка. На момент смерти оба уже были знаменитостями.

Австралийский куратор Дитер Буххарт не перестает недоумевать, почему при таком количестве параллелей до его выставки в Мельбурне не было ни одной, посвященной тому, что сближало и разделяло творчество этих мегазвезд современного искусства, оставивших, несмотря на раннюю смерть, обширное наследие. «Это действительно первая выставка, объединившая двух этих художников, — говорит куратор. — Я давно хотел ее сделать, потому что Харинг и Баскиа были близкими друзьями и в то же время соперниками, а значит, старались стать лучше, соревнуясь друг с другом». 

Буххарт до сих пор помнит тот день, когда в 1980‑е один из его одноклассников вернулся из Нью-Йорка с работами Харинга на бумаге. Он случайно встретил художника, гуляя по Манхэттену, и тот подарил ему несколько своих рисунков. Уже тогда они произвели на Буххарта, который считается одним из лучших экспертов по творчеству Харинга и Баскиа, сильнейшее впечатление. 

В 1980-е Манхэттен был совсем не тем фешенебельным районом Нью-Йорка, каким является сегодня. По словам куратора, это была, скорее, «зона боевых действий», тем не менее привлекавшая начинающих художников дешевым жильем. Именно там Харинг создал своих знаменитых персонажей — лающую собаку и сияющее дитя, а Баскиа разрабатывал свои фирменные символы и мотивы. Искусство и того и другого было тесно связано с политикой, жизнь обоих унесли две «чумы» их времени: Харинг умер от СПИДа, Баскиа — от наркотиков.

Может показаться, что Мельбурн слишком экзотическое место для такой выставки. Но куратор напоминает, что да, Баскиа не был в Австралии, зато Харинг создал роспись для стеклянного фасада Национальной галереи Виктории, недавно отреставрированную. К тому же это не первая выставка музея, посвященная двум художникам: в 2015–2016 годах здесь показали вместе Энди Уорхола и Ай Вэйвэя. «Такой формат в этих стенах смотрится естественно», — говорит Буххарт, собрав для проекта 300 работ. 

Наследием Баскиа занимается его семья. Харинг же успел основать фонд, приславший на выставку 40 произведений. По воспоминаниям президента фонда Гила Васкеса, дружившего с Харингом, тот был «большим поклонником» Баскиа и держал в спальне его работу «Стирание лица» («Смерть Майкла Стюарта») 1983 года. Архив Харинга включает библиотеку, вырезки из газет, каталоги, одежду, фотографии, письма, музыкальные диски и досье на интересовавших его людей, среди которых был и Баскиа. «Харинг оставил черновики текстов о Жан-Мишеле, которые писал после его смерти», — рассказывает хранитель архива Анна Гертон-Уочер.

Национальная галерея Виктории
Кит Харинг, Жан-Мишель Баскиа. Пересекающиеся линии
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+