18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам

№80
Материал из газеты

В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог

Историческая картинная рама — неотъемлемая деталь произведения; нередко художники задумывали раму, еще только приступая к работе. Так что рама — важная часть художественного наследия. Но, к сожалению, далеко не во всех российских музеях есть специализированные фонды рам; их редко хранят в соответствии со стандартами, принятыми в мире, а зачастую и вовсе заменяют на современный багет.

«Рама должна иметь гармоническую связь с картиной, — писал в дневнике Валентин Серов. — …Все, нарушающее гармонию рамы, обязательно нарушает и гармонию картины…»

В большинстве музеев мира уже давно согласились с тем, что относиться к картинным рамам нужно столь же бережно, как и к самим полотнам. Например, в Лувре коллекция рам насчитывает более 9 тыс. единиц хранения. На протяжении XX века отдел живописи активно приобретал антикварные рамы, чтобы улучшить представление картин в музее. В 2018 году в Лувре состоялась большая выставка рам, ставшая одним из главных художественных событий во Франции. На сайте лондонской Национальной портретной галереи есть каталог британских изготовителей рам с 1600 по 1950 год, а сами рамы не раз становились экспонатами крупных выставок, привлекавших не меньшее внимание, чем картины. В 2019 году в берлинском музее «Брюкке» уже прошла, а в 2020-м в Музее Буххайма в Бернриде продолжится выставка оригинальных рам художников группы «Мост». 

Как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia Оксана Лысенко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея и одна из организаторов международной конференции «Картина — рама — образ», проходившей в Санкт-Петербурге в конце 2019 года, во многих российских музеях картины давно потеряли свои оригинальные рамы. Нередко искусствоведы подбирают их, часто вынужденно, на свой личный вкус, игнорируя и выбор художника, и научный принцип построения экспозиции. 

«Самую первую в России выставку, посвященную рамам, Русский музей провел в 2005 году, — напомнила Оксана Лысенко. — Она имела неожиданно широкий отклик в профессиональной среде, повлияла на то, что в музеях стали создавать фонды рам, хотя до этого они, как правило, находились на хозучете, как ведра или швабры. А в 2014-м Третьяковская галерея устроила выставку „Драгоценная оправа“, и тема картинных рам зазвучала громче».

Тем не менее в самом ГРМ ситуация с хранением и реставрацией рам, по словам Оксаны Лысенко, сложилась непростая. Год назад был ликвидирован внутримузейный фонд, рамы перевели на хозучет. Позже вышел приказ директора о постановке рам на музейный учет, и сейчас 140 рам внесены в государственный каталог. Остальные — а их более 6 тыс., — ждут своей очереди. Условия хранения, скорее, неудовлетворительные. Лишь около сотни рам хранятся в соответствии с мировыми стандартами — висят на сетках. Многие лежат и стоят на сыром каменном полу, находятся в аварийном состоянии. Впрочем, в музее есть специализированная лаборатория по реставрации рам. 

Как рассказала Светлана Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа, у них в музее на учете числится 5163 исторические рамы, пока в государственный каталог внесена только часть. Реставрацией их занимается лаборатория, которая реставрирует мебель и другие изделия из дерева. Отдельного фонда рам в Эрмитаже тоже нет, они хранятся в разных отделах. 

Но существуют и другие, не менее важные проблемы, в том числе использование современного багета для обрамления исторических полотен вместо подлинных рам или хотя бы специально подобранных в соответствии с эпохой и стилем. «Эти темы волнуют все музейное сообщество, проблемы — не чисто российские, — отмечает Наталия Толстая, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. — Не все видят разницу между оригинальной рамой и современным массовым багетом, что очень печально. Багет создает дисгармонию, разрушающую целостное восприятие произведения. И это, увы, общая проблема для всех современных музеев, тем более что ни один вуз в мире не готовит специалистов по картинным рамам».

Участники конференции «Картина — рама — образ» составили обращение к ИКОМ России (национальному подразделению Международного совета музеев) с просьбой создать при организации комитет по изучению картинных рам, что помогло бы, по мнению специалистов, решить многие проблемы музейного бытования этих вроде бы второстепенных по отношению к искусству,  но важных для него предметов. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+