18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам

№80
Материал из газеты

В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог

Историческая картинная рама — неотъемлемая деталь произведения; нередко художники задумывали раму, еще только приступая к работе. Так что рама — важная часть художественного наследия. Но, к сожалению, далеко не во всех российских музеях есть специализированные фонды рам; их редко хранят в соответствии со стандартами, принятыми в мире, а зачастую и вовсе заменяют на современный багет.

«Рама должна иметь гармоническую связь с картиной, — писал в дневнике Валентин Серов. — …Все, нарушающее гармонию рамы, обязательно нарушает и гармонию картины…»

В большинстве музеев мира уже давно согласились с тем, что относиться к картинным рамам нужно столь же бережно, как и к самим полотнам. Например, в Лувре коллекция рам насчитывает более 9 тыс. единиц хранения. На протяжении XX века отдел живописи активно приобретал антикварные рамы, чтобы улучшить представление картин в музее. В 2018 году в Лувре состоялась большая выставка рам, ставшая одним из главных художественных событий во Франции. На сайте лондонской Национальной портретной галереи есть каталог британских изготовителей рам с 1600 по 1950 год, а сами рамы не раз становились экспонатами крупных выставок, привлекавших не меньшее внимание, чем картины. В 2019 году в берлинском музее «Брюкке» уже прошла, а в 2020-м в Музее Буххайма в Бернриде продолжится выставка оригинальных рам художников группы «Мост». 

Как рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia Оксана Лысенко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея и одна из организаторов международной конференции «Картина — рама — образ», проходившей в Санкт-Петербурге в конце 2019 года, во многих российских музеях картины давно потеряли свои оригинальные рамы. Нередко искусствоведы подбирают их, часто вынужденно, на свой личный вкус, игнорируя и выбор художника, и научный принцип построения экспозиции. 

«Самую первую в России выставку, посвященную рамам, Русский музей провел в 2005 году, — напомнила Оксана Лысенко. — Она имела неожиданно широкий отклик в профессиональной среде, повлияла на то, что в музеях стали создавать фонды рам, хотя до этого они, как правило, находились на хозучете, как ведра или швабры. А в 2014-м Третьяковская галерея устроила выставку „Драгоценная оправа“, и тема картинных рам зазвучала громче».

Тем не менее в самом ГРМ ситуация с хранением и реставрацией рам, по словам Оксаны Лысенко, сложилась непростая. Год назад был ликвидирован внутримузейный фонд, рамы перевели на хозучет. Позже вышел приказ директора о постановке рам на музейный учет, и сейчас 140 рам внесены в государственный каталог. Остальные — а их более 6 тыс., — ждут своей очереди. Условия хранения, скорее, неудовлетворительные. Лишь около сотни рам хранятся в соответствии с мировыми стандартами — висят на сетках. Многие лежат и стоят на сыром каменном полу, находятся в аварийном состоянии. Впрочем, в музее есть специализированная лаборатория по реставрации рам. 

Как рассказала Светлана Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа, у них в музее на учете числится 5163 исторические рамы, пока в государственный каталог внесена только часть. Реставрацией их занимается лаборатория, которая реставрирует мебель и другие изделия из дерева. Отдельного фонда рам в Эрмитаже тоже нет, они хранятся в разных отделах. 

Но существуют и другие, не менее важные проблемы, в том числе использование современного багета для обрамления исторических полотен вместо подлинных рам или хотя бы специально подобранных в соответствии с эпохой и стилем. «Эти темы волнуют все музейное сообщество, проблемы — не чисто российские, — отмечает Наталия Толстая, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. — Не все видят разницу между оригинальной рамой и современным массовым багетом, что очень печально. Багет создает дисгармонию, разрушающую целостное восприятие произведения. И это, увы, общая проблема для всех современных музеев, тем более что ни один вуз в мире не готовит специалистов по картинным рамам».

Участники конференции «Картина — рама — образ» составили обращение к ИКОМ России (национальному подразделению Международного совета музеев) с просьбой создать при организации комитет по изучению картинных рам, что помогло бы, по мнению специалистов, решить многие проблемы музейного бытования этих вроде бы второстепенных по отношению к искусству,  но важных для него предметов. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+