18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка artgenève: виды на Москву

До 2 февраля в Женеве проходит девятая по счету ярмарка artgenève, в некоммерческой программе которой участвуют Центр Помпиду и миланский Instituto сontemporaneo per le arti (ICA)

Специализация artgenève — современное искусство. Удивительно, что родилась она не только в одной стране, но и буквально под боком, на расстоянии всего 250 км от аналогичного влиятельнейшего и раскрученного смотра Art Basel, который традиционно вот уже полвека проходит в начале лета. Организаторам artgenève потребовались отвага и недюжинные менеджерские таланты, чтобы, будучи в положении амбициозных новичков, придать своей ярмарке уникальный характер, сформировать из арт-галерей круг преданных участников, а из жителей и гостей Женевы — не менее устойчивый круг посетителей.

В этом году на ярмарку приехали такие влиятельные продавцы искусства, как парижская Galerie le Minotaure, лондонская Tornabuoni Art, Galleria Franco Noero из Турина, вездесущая Gagosian Gallery (и, как всегда, выставила звезд: Георга Базелица, Тома Вессельмана, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Дэвида Рида и других), венская Christine König Galerie, Hauser & Wirth из Цюриха, международная, имеющая офисы в полудюжине городов по всему миру Pace Gallery, мадридская Galeria Juana de Aizpuru, — всего здесь собралось 95 участников из 18 стран. На фоне 290 участников Art Basel это немного, но artgenève и не стремится к гигантизму. Даже выставленные здесь работы, как правило, имеют небольшой формат, их можно сразу унести домой, а не вызывать трейлер для транспортировки. Что, впрочем, не сильно влияет на цены — они как раз немаленькие и колеблются от десятков тысяч ($40 тыс. за крупные абстрактные рисунки, 90 на 80 см, 47-летнего Найджела Кука в галерее Pace) до миллионов долларов ($1,25 млн за среднего размера картину Orange Disk 1955 года Александра Колдера в Hauser & Wirth).

Свой камерный формат artgenève компенсирует высочайшим качеством и разнообразием некоммерческой программы.

На ярмарке показывают проекты влиятельные государственные институции. Парижский Центр Жоржа Помпиду привез фильмы Константина Бранкузи, которые легендарный скульптор снимал с 1923 по 1939 год. Instituto contemporaneo per le arti (ICA) из Милана показал инсталляцию и презентовал фолиант о графическом оформлении газет и журналов в период революции 1968 года.

Украшением ярмарки стали соло-экспозиции ярких современных художников. Куратор Самюэль Гросс воссоздал инсталляцию 1998 года Марио Мерца, иконы итальянского арте повера: в гигантском пустом зале на расставленных спиралью столах разложены идеально спелые овощи. Неназванный коллекционер показал рисунки и объекты одного из ведущих британских художников, записного юмориста Дэвида Шригли, автора, среди прочего, бронзового кулака с поднятым непомерно большим пальцем на Трафальгарской площади. Еще одно частное собрание из Швейцарии — Peress Family Сollection — предоставило для показа видеоинсталляцию Дэвида Хокни «Семь йоркширских пейзажей» (2011) — психоделическую движущуюся картинку цветущего луга.

Прибавьте к этому ярмарку в ярмарке — программу видеоарта LOOP Barcelona (www.loop-barcelona.com — существующая с 2003 года платформа, на которой видеохудожники выкладывают свои произведения), итоговую выставку Prix Mobilière — награды молодым швейцарским художникам, которая вручается с 1996 года, а также изящную историческую виньетку — мобильный павильон архитектора Жана Пруве. Такие «сарайчики» (четыре стены и двускатная крыша) были разработаны в 1944-м по просьбе французского правительства для людей, оставшихся без крова после бомбардировок. Дома на металлических сваях вместо фундамента возводились за часы. Их легко можно было разобрать и перенести на новое место. Всего было выпущено 300 домов, они сыграли выдающуюся роль и постепенно стали объектом коллекционирования. Галерист Патрик Гуткнехт предоставил ярмарке свой экземпляр.

Как одно из ответвлений artgenève параллельно ей в женевском Victoria Hall 31 января пройдет музыкальное действо, подготовленное кураторами Огюстеном Мором и Катрин Отенен-Жирар.

Короче, если сложить все эти обстоятельства, станет ясно, что artgenève работает не только и не столько на коммерческий успех, хотя и на него, конечно, тоже, сколько на репутацию. Пока что здесь трепетно и тщательно взращивают свою уникальность как места пересечения культур, стран, поколений, разного, но исключительного по качеству искусства.

И наконец, самое важное, почему эти обстоятельства должны быть интересны русскому читателю. Команда artgenève во главе с исполнительным директором Томасом Хугом собирается в Россию. В 2020-м швейцарцы присоединятся к московскому Салону высокого искусства и дизайна Le Salon, который проведет компания Art and Jewels of the World Fairs совместно с Государственным музеем архитектуры им. Щусева в конце мая. Анфилада музея примет около 20 международных галерей искусства старых мастеров и импрессионистов, ювелирных домов, а кураторский проект современной скульптуры от artgenève разместится в выставочном зале флигеля «Руина». Если все пройдет хорошо, в 2021 году организаторы нацелятся на Манеж.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+