18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кураторы: сколько им платят?

У кураторов нет фиксированной зарплаты, как у инженеров или учителей. О своих доходах распространяются весьма неохотно, особенно если они достигают €750 тыс. за проект.

Недавно мир искусства был взбудоражен: якобы итальянскому куратору Джермано Челанту выплатят €750 тыс. за один только павильон для миланской всемирной выставки Экспо-2015. Сумма показалась многим баснословной, новость восприняли скептически, и мы решили выяснить, сколько же на самом деле кураторы получают за организацию биеннале и других крупных международных выставок. Мы опросили около 40 специалистов с мировым именем, организаторов выставок и фестивалей, и вот итог: за биеннале главные кураторы, как правило, получают в шесть раз меньше Челанта. Его проект, раскрывающий взаимосвязь между едой и искусством, лишь один из нескольких десятков павильонов на выставке, которая открывается в мае следующего года. Организаторы Экспо считают, что гонорар заслужен: во‑первых, Челант подписал контракт на три года, а во‑вторых, у него как-никак восемь ассистентов, и им тоже нужно платить. «Его задача — представить публике новую концепцию, и он ищет и подбирает работы в итальянских и зарубежных галереях», — объясняет представитель организаторов. На авансцену в последнее время вышли кураторы-фрилансеры, однако пока эта практика воспринимается как чтото вроде волонтерской работы. Их гонорары — тайна за семью печатями, и большинство из тех, к кому мы обращались, отказались комментировать результаты нашего расследования. Однако нам удалось выяснить, что в среднем гонорары главных кураторов крупных биеннале равны 1–5% от общего бюджета мероприятия. За последние десять лет гонорары некоторых выросли в десять раз, признался один из организаторов выставки. Однако о сумме обычно долго договариваются. «Вот, например, вице-президенты или школьные учителя получают фиксированную зарплату такого-то числа каждого месяца, а у нас, понимаете, не принято оперировать такими терминами, — говорит музейный консультант Андраш Чанто. — Но мир искусства как рынок труда тем и интересен, что сильно дифференцирован и почти непредсказуем».

Понятно, что больше всех платят кураторам мегапроектов вроде Documenta, Венецианской биеннале или южнокорейской Биеннале в Кванджу. Нам удалось узнать, что кураторы Венецианской биеннале заработали около €90 тыс. за год; их суммарный гонорар составил от €120 тыс. до €180 тыс. —в зависимости от количества времени, потраченного на подготовку. Предположительно, за Биеннале в Кванджу, которая готовилась два года, ее куратор получил от €100 тыс. до €150 тыс.

По словам Роджера Бюргеля, одного из организаторов Documenta в 2007 году, гонорар арт-директора этой престижной выставки современного искусства с заявленным бюджетом €25 млн (в 2012 году), проходящей раз в пять лет и требующей трехлетней подготовки, эквивалентен примерно годовому доходу университетского профессора (около €100 тыс.). Все это касается лишь крупнейших событий в мире искусства; большинство же менее известных биеннале предлагают сумму, равную примерно годовой заработной плате музейного хранителя (однако проекту нужно посвятить от одного года до двух лет). Согласно обзору, опубликованному Американским музейным альянсом в 2012 году, ассистенты получают около $30 тыс., а главный куратор может заработать более $100 тыс. в год. Вознаграждение новичков в государственных музеях Великобритании, по словам администрации, коеблется от £23,36 тыс. ($38,32 тыс.) в Тейт до £27,089 тыс. ($46,122 тыс.) в Британском музее. Опытные кураторы могут потре бовать за свои услуги до £60 тыс. Предположительно гонорары, равные средней зарплате помощника куратора, платят на Стамбульской биеннале, Берлинской биеннале, Биеннале в Тайбэе и кочующей Manifesta (хотя руководство этих выставок отказалось назвать размер вознаграждения). «Гонорары за подготовку биеннале на самом деле гораздо более скромные, чем вы думаете, но кураторы все же с удовольствием берутся за эту работу… Такие проекты для нас — уникальная возможность реализовать свои творческие планы и заявить о себе в мире искусства», — говорит Дэн Камерон, организатор Стамбульской биеннале 2003 года.

Самые высокие гонорары, как правило, требуют звезды, преимущественно мужчины. «Здесь, как и в экономике, большинству специалистов либо сильно недоплачивают, либо явно переплачивают, — возмущается один экс-куратор. — Это извечная борьба потребности с жадностью, причем опытных, но не умеющих постоять за себя кураторов часто обсчитывают, а вот беспринципным хапугам, стремящимся к наживе, отваливают огромные суммы».

Однако почти все согласны с тем, что куратору нужно хорошо платить — чтобы обеспечить его независимость и гарантировать творческую свободу. Заинтересованы в этом обе стороны: работы художников, представленные на биеннале, обычно взлетают в цене, а кураторы, возглавившие проект, часто получают приглашения подготовить другие. Скромные вознаграждения «привели к тому, что они стали халтурить», считает Роджер Бюргель. «Они скачут с проекта на проект, — поясняет он, — и в результате сегодняшние биеннале слились в одну тусклую череду».

Большинство кураторов признаются, что вообще бессребреники и работают на результат (кое-кто рассказал нам, что потратил больше, чем получил, и даже занимал, чтобызакончить проект). «В конце концов наступает определенный момент, когда вы так погружаетесь в дело, что готовы отдать все, лишь бы было так, как вы задумали», — говорит Джессика Морган, куратор Биеннале в Кванджу 2014 года. 

Сколько зарабатывают кураторы в России?

Екатерина Деготь
Куратор

Есть такая очень условная планка, как 10% от бюджета, но, чем выше бюджет, тем процент ниже. В России применить ее сложно, так как бюджет мероприятия, как правило, куратору не известен. Если речь идет о госучреждении, то там существуют очень конкретные максимальные цифры, на которые они могут заключить договор, это что-то вроде $10 тыс. С частными, вероятно, все вариативнее. При работе на международных биеннале часто платятся эти приблизительно 10% несколькими порциями; в пересчете на месяц полной занятости в течение двух лет выходит нормальная, отнюдь не запредельная зарплата фрилансера. При этом главный плюс работы на биеннале — бюджет на путешествия для «ресерча». Но бывают и очень низкие бюджеты; недавно куратор норвежской биеннале Momentum писал в Сети про зарплаты кураторов. Коммерческие заказы типа Экспо — совершенно особый вариант, они к системе художественных институций, и даже биеннале, имеют мало отношения. Это уже как Голливуд, никакой нормы нет.

Виктор Мизиано
Куратор

В принципе, я в определении кураторского гонорара склонен исходить из аналогии с оплатой архитектора, который обычно получает 10% от бюджета проекта. Но строго следовать этому критерию невозможно, ведь выставки очень разные. Насколько мне известно, гонорары за многие престижные и масштабные проекты типа Венецианской биеннале или Manifesta чреваты далеко не астрономическими суммами. Считается, что переплачивать за такой проект нецелесообразно, так как куратор на него согласится и так, ведь после него он получит огромные возможности для успешного продолжения карьеры.

При этом наиболее значимые и содержательные выставки наших дней — среднего или даже небольшого масштаба, и носят они исследовательско-поисковый характер. Поэтому оплата за них сопоставима с гонорарами руководителей научных лабораторий или университетских кафедр, то есть здесь кураторский гонорар находится в иной, далекой от шоу-бизнеса системе координат.

Говоря иначе и оставляя в стороне ситуации, когда куратор из этических или творческих соображений делает проект за заведомо низкий гонорар, надо констатировать, что современный художественный мир устроен крайне сложно, по разным и подчас мало пересекающимся сферам и уровням, в которых деньги функционируют по-разному и не в равных объемах. Отсюда есть еще один универсализированный критерий: гонорар куратора определяется временем, которое у него уйдет на создание проекта, помноженным на его прожиточный стандарт. Все остальное зависит от меры его куража и жадности.

Катя Бочавар
Куратор

Я получаю примерно 5% от бюджета выставки, если он измеряется миллионами рублей, но порой бюджет может быть 100 тыс. руб., а я получаю 25 тыс. руб. (это 25%), или иногда бюджет — $2 млн, а я получаю 200 тыс. руб. Но не знаю, можно ли тут говорить о том, сколько куратор получает. Если я куратор выставки, то я всегда и архитектор, то есть я получаю как бы два гонорара в одном, а иногда меня пишут «архитектор», хотя я абсолютно всегда принимаю участие в курировании выставки, но официально я не куратор. Зарплата же в культурных учреждениях сравнима с зарплатой очень среднего, совсем не дорогого клерка, типа от 30 тыс. до 60 тыс. руб. (60 тыс. — это уже очень много) в месяц.

Андрей Паршиков
Куратор

Я не знаю, сколько вообще получают так называемые молодые кураторы. Тех, кто активен на сцене, очень мало, хотя раз в два года их откуда ни возьмись возникает огромное количество, судя по каталогам Московской биеннале молодого искусства. Что касается моего личного опыта, то я могу сказать, что оплата за отдельные небольшие проекты не позволит вам снимать квартиру в Москве. По поводу 10% от общего бюджета. Тут такое дело, что в России бюджет куратору известен отнюдь не всегда. Вообще обычно у институций нет фиксированных оплат. Что касается постоянной работы, она необходима. Моя работа в коммерческой галерее оплачивалась чуть выше, чем можно получить за маленький проект от институции, и даже чуть выше, чем сегодняшняя работа. Выход для молодого куратора один — набирать много фриланса, которым может быть преподавание, независимые проекты, заказы на тексты, даже и какие-то коммерческие истории, где часто желательно не ставить свое имя и которые попортят тебе нервов несоразмерно с оплатой.

Алексей Новоселов
Директор выставочного отдела Московского музея современного искусства

ММСИ работал и работает со всеми ведущими независимыми русскими и зарубежными кураторами, как с молодыми, так и с признанными авторитетами. Процесс работы с куратором индивидуален и четко зависит от проекта: от его масштаба, протяженности подготовительного этапа и финансовых возможностей, заложенных в нем. Часто гонорары оплачиваются партнерской стороной или спонсором.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+