18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дали без магии: король эксцентрики в Москве

В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно

В Москву привезут 180 произведений: живопись, рисунки, акварели и гравюры — из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали», Центра искусства королевы Софии и частных коллекций. Мы увидим ранние импрессионистические вещи, поздние абстракции и лучшую живопись 1930–1940-х годов, классический сюрреализм. Нам покажут эскизы театральных постановок, пробу сил в анимации, серию иллюстраций к «Божественной комедии» (1959–1963), рисунки к книге «50 секретов магического мастерства» (1948), документальную ленту о художнике, огромный фотоархив. Будет подробно освещена история любви Дали и его супруги и музы Галы (Елены Дьяконовой в девичестве). Никогда еще в России наследие художника не презентовали в таком количестве и качестве.

Событие дает повод поговорить о Дали без экивоков, что, дескать, его творчество — сюрреализм для бедных (весьма распространенное мнение, результат «черного пиара» его бывшего старшего товарища, поэта Андре Бретона).

Сальвадор Дали был чрезвычайно одарен. Он родился в 1904 году в Фигерасе в состоятельной семье нотариуса. Рисовать начал в три года. В 15 уехал в Мадрид учиться на художника. В 22 года перебрался в Париж, где познакомился с авангардом и его звездами — Пабло Пикассо, Андре Бретоном, Жоржем Браком и прочими — и влюбился в жену поэта Поля Элюара Галу. Последняя ради него бросила семью, десятилетнюю дочь и полностью посвятила себя продвижению амбициозного испанца. В те годы Дали практиковал кубизм с дадаизмом, но по-настоящему его зацепили идеи сюрреализма, который провозглашал высвобождение энергии подсознательного. Идейный потенциал сюрреализма Дали реализовал максимально эффективно. Когда позже он говорил: «Сюрреализм — это я!», то был не так далек от истины. Без его образов это направление вряд ли получило бы всепланетную популярность. Как писал один из первых его серьезных исследователей Джеймс Тралл Соби, Дали изобразил «нереальный мир с таким крайним реализмом, что его действительность не могла подвергаться сомнению».

Лейтмотивами творчества художника в 1930-е годы стали тревожность и страхи, скрытая угроза. С ним в унисон тревогу испытывало поколение, пережившее мировую войну и изо всех сил пытавшееся избежать следующей. Ключевая работа Дали этого периода (она будет на выставке в Москве) — «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны»: то ли два уродливых мутанта, то ли распавшееся до отдельных конечностей человеческое тело, что замерло в невыразимой муке, уничтожая самое себя. Картина стала реакцией на политическою ситуацию в Испании, где к власти рвался генерал Франко, и шире — предчувствием краха гуманизма в Европе в следующие десять лет.

Сам Дали крах гуманизма наблюдал из-за океана: в 1940 году они с Галой перебрались в США, где его ждала работа в Голливуде, на Бродвее, издание автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и многое другое. В 1941-м в нью-йоркском Музее современного искусства (МoМА) прошла персональная выставка художника. Американские искусствоведы находили истоки его творчества в испанской культуре, когда-то пережившей жестокость и боль инквизиции, в мистицизме Босха, в натурализме «малых голландцев». Заработав в Америке славу и деньги, в 1948-м супруги вернулись во франкистскую Испанию. Нарушитель табу и ниспровергатель буржуазных ценностей в юности, в это время Дали пишет религиозные картины — «Тайная вечеря» (1955), «Вознесение Христа» (1958) — и становится официально признанным художником.

В 1960-е, когда его друзья Пикассо, Рене Магритт, Жоан Миро и прочие сошли со сцены, наш герой пережил вторую молодость. Король эксцентрики с выпученными глазами и напомаженными усами, в крокодиловых туфлях с фиолетовыми носками, леопардовых штанах и желтом пиджаке, он имел славу вдохновителя рок-н-ролла. Дали завел роман с Амандой Лир, на 35 лет его моложе, приглашал в совместные перформансы самых красивых манекенщиц, и те почитали за честь подставить под кисть маэстро свои обнаженные тела. Он стал самым дорогим художником мира: цены на его вещи доходили до $500 тыс., что эквивалентно $4 млн на сегодняшний день. Он продавал не только искусство, но и свой бренд. Его имя появилось на ювелирных украшениях, тиражной станковой скульптуре, мебели, духах. В 1969-м он изобрел бессменный логотип карамелек Chupa Chups.

В 1971 году Дали рассорился с английским бизнесменом и коллекционером Питером Муром, который на протяжении 20 лет вел его финансовые дела, и попал в лапы бесчестных менеджеров. Те наладили конвейерное производство подписной тиражной графики. В конце жизни художник уже не контролировал процесс и, по легендам, в иной день подписывал до 4 тыс. пустых листов, на которых потом что-то печаталось. (Бизнес жестоко отомстил мастеру за размывание бренда: когда сегодня набираешь его имя в поисковике, то первой выскакивает реклама мужских трусов.)

В 1980-м парижский Центр Жоржа Помпиду устроил грандиозную выставку Дали, собрав на нее все-все — от картин до ювелирных украшений и мебели. В 1982 году умерла Гала. В последние годы жизни художник страдал болезнью Паркинсона. Скончался он 23 января 1989 года, не дожив нескольких месяцев до 85 лет.

В наши дни к искусству Сальвадора Дали двойственное отношение. Его вариант сюрреализма многим кажется слишком гламурно-глянцевым. В то же время если ретроспективно, держа в уме эстетику голливудских блокбастеров («Звездные войны», «Аватар» и прочее), посмотреть, кто был родоначальником всех этих выдуманных миров, то сразу вспоминаешь Дали. Мебель по эскизам и духи его имени выпускаются до сих пор. Фантастическая популярность художника у публики на протяжении почти 100 лет — тоже культурный феномен.

На сегодняшний день в Испании есть три персональных музея художника: Театр-музей в Фигерасе, замок «Гала — Дали» в Пуболе и дом Дали в Порт-Лигате. Их работу курирует фонд «Гала — Сальвадор Дали». Количество посетителей трех музеев превышает 1,3 млн в год, но в 2019-м оно несколько снизилось (на 7,5%), что, очевидно, и подталкивает испанских кураторов к международным выставочным проектам.

Организаторы выставки — Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в партнерстве с Департаментом культуры города Москвы, фондом «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусства королевы Софии» (Мадрид). Куратором выступил Монсе Агер, директор Музеев Дали.

Центральный выставочный зал «Манеж»
Сальвадор Дали. Магическое искусство
28 января – 25 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+