18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Настоящее проклятие Тутанхамона

В Интернете появились записи британского археолога Говарда Картера, открывшего гробницу фараона.
Поразительно, но мы до сих пор крайне мало знаем о его легендарной находке, а египтологи почему-то избегают ее.

Гробница Тутанхамона в Долине Царей около Луксора является одной из самых популярных достопримечательностей Египта; поток туристов к ней настолько велик, что в мае испанской компанией Factum Arte неподалеку даже была открыта ее точная копия — чтобы хоть как-то уменьшить ущерб, причиняемый оригиналу бесчисленными толпами посетителей. Но специалисты утверждают, что ее содержимое до сих пор не было должным образом изучено и каталогизировано, хотя после открытия прошло уже почти столетие.

«Все слышали о «проклятии Тутанхамона». Как по мне, то настоящим проклятием является то, что крайне мало ученых занимались изучением находки Картера», — считает Пол Коллинз, один из кураторов выставки Открытие Тутанхамона (24 июля — 2 ноября) в Музее искусства и археологии Ашмола в Оксфорде.

Коллинз полагает, что специалисты избегали серьезного изучения гробницы юного царя, потому что находка, благодаря газетчикам того времени, «сразу же была окутана флером тайн и легенд». По словам Коллинза, детальное описание и анализ 80% из 5398 объектов, найденных Картером и его помощниками в гробнице Тутанхамона, до сих пор не опубликованы. Если работа и дальше пойдет такими темпами, то исследование затянется еще на несколько столетий. Девять томов труда Гробница Тутанхамона были выпущены Институтом Гриффита в период между 1963 и 1990 годами, но затем из-за отсутствия финансирования серия была закрыта. С тех пор вышло еще несколько не связанных между собой исследований и научных работ, в ближайшее время других изданий не планируется.

Почему же египтологи игнорируют единственную царскую усыпальницу, которая осталась неразграбленной? Культовый статус и загадочная смерть Тутанхамона, отпугнувшая многих, напротив, привлекла некоторых авторитетных специалистов, в частности доктора Захи Хавасса из Египта и Николя Ривза из американского Метрополитен-музея. В популярных исследованиях, как прави ло, освещаются отношения Тутанхамона с его отцом фараоном Эхнатоном, внезапная смерть в 1323 году до н. э. и место этого фараона в истории. Каталоги выставок и ряд монографий содержат описания основных артефактов, но нигде не предпринимается попыток систематического изучения.

При этом объекты, найденные в гробнице, извлекались хаотично, из-за чего некоторые ученые решили, что они не были должным образом каталогизированы, следовательно, не представляли особой важности. Мы можем только догадываться о назначении предметов, сопровождавших Тутанхамона в путешествии в загробный мир, сравнивая его гробницу с другими, не тронутыми мародерами. Ричард Паркинсон, профессор египтологии из Оксфордского университета, считает, что основная проблема заключается в самом количестве и разнообразии объектов и материалов, что существенно осложняет подробную каталогизацию. Он полагает, что гробница Тутанхамона «достаточно хорошо изучена», несмотря на то что публикация систематических каталогов почти полностью прекратилась. По мнению Паркинсона, дальнейшие исследо- вания артефактов не откроют нам ничего нового о самом Тутанхамоне, но могут «внести огромный вклад в наше понимание цивилизации и культуры 18-й династии Нового царства. Они помогут нам понять целое царство, богатство и роскошь египетского искусства того периода». Ученые сталкиваются и с техническими проблемами: почти все объекты находятся в Музее египетских древностей Каира, а бумаги и фотографии Картера хранятся в Институте Гриффита Оксфордского университета. Сотрудники института недавно выложили архивы Картера в Интернет, однако получить доступ к самим артефактам по-прежнему нелегко. Подавляющее большинство из них выставлено в Каире, но изучать их проблематично, особенно это касается изделий из драгоценных металлов.

Это помогает понять, почему известная погребальная золотая маска Тутанхамона до сих пор не была исследована должным образом: например, остается неясным, предназначалась ли она специально для фараона. Маска состоит из двух массивных, спаянных между собой золотых листов, инкрустированных синим стеклом. Ривз также считает, что наиболее важные открытия, которые может принести изучение гробницы Тутанхамона, будут касаться прежде всего технологий того времени, ведь это настоящие артефакты, а не просто изображения на могилах или стенах храмов. «У нас есть возможность понять, как они были сделаны, какие методы и какие материалы использовались при их изготовлении», — говорит он. Это даст нам подробное представление о мебели, ювелирных изделиях, текстиле и технике плетения.

Выставка в Музее Ашмола посвящена археологическим методам Картера; из-за ограничений культурного обмена сами артефакты из гробницы в экспозиции не представлены. Выставки, посвященные Тутанхамону, гастролировали по миру с 2004 по 2013 год; они были организованы прежде всего египетским правительством, чтобы привлечь средства. По словам Хавасса, выставки принесли $120 млн, которые пошли на финансирование Большого египетского музея в Гизе (его строительство планируется завершить в следующем году). Жемчужиной коллекции музея станут как раз сокровища Тутанхамона, которые перевезут из Музея египетских древностей Каира. Хавасс признался The Art Newspaper, что «многие [из объектов] находятся в плачевном состоянии» — важное заявление. Однако он уверен, что архивы Картера «станут полезным руководством для реставраторов Большого египетского музея, которые уже приступили к восстановлению объектов из гробницы Тутанхамона».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+