18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Роман с декадансом: Жорис-Карл Гюисманс оказался художественным критиком

№79
Материал из газеты

Выставка в Музее Орсе рассказывает, как менялись взгляды писателя на искусство

Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907) вошел в историю литературы романом «Наоборот» (1880), ставшим манифестом декаданса конца XIX века. Однако мало кто сегодня знает, что Гюисманс был и художественным критиком, к голосу которого прислушивались современники. Этой странице в биографии писателя и посвящена выставка в Орсе. А в качестве ее сценографа музей пригласил итальянского художника Франческо Веццоли (р. 1971), тоже декадента, но в современной, иронически-китчевой его версии. Экспозиция из отобранных кураторами и Веццоли произведений живописи и графики прослеживает, как менялись эстетические вкусы Гюисманса. В литературе он начинал как ученик Эмиля Золя, затем увлекся «Цветами зла» инфернального романтика Шарля Бодлера и мистикой, а под конец жизни стал глубоко верующим католиком.

К художественной критике Гюисманс пришел в 1876 году, когда, будучи поклонником Рембрандта и Франса Халса, открыл для себя живопись Эдгара Дега и импрессионистов. Принимал он их не всех, а только тех, кто, с его точки зрения, были «настоящими реалистами». В своих статьях он защищал художников, противопоставляя их «реализм и современность» Салону и академической живописи. Об этом — раздел экспозиции, охватывающий время с 1876 по 1883 год и включающий работы Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Гюстава Кайботта и полузабытых сегодня художников, как Жан-Франсуа Раффаэлли, друг писателя. Второй раздел (1884–1889) посвящен времени увлечения Гюисманса мистикой, и соответственно здесь показаны символисты — Гюстав Моро, Одилон Редон, Пюви де Шаванн. А дальше — переход от мистики к религии, представленный «Видением» Гюстава Моро,  «Распятием Христа» Одилона Редона и их предтечами, художниками Северного Возрождения. Есть здесь работы и самого Веццоли, его портреты femme fatale эпохи декаданса Иды Рубинштейн («Невинный», 2019) и Айседоры Дункан («Наслаждение», 2019), названия которых отсылают к двум знаменитым романам той поры Габриеле Д’Аннунцио, итальянского альтер эго Гюисманса. 

Музей Орсе
Жорис-Карл Гюисманс как художественный критик
До 1 марта
www.musee-orsay.fr

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+