Роман с декадансом: Жорис-Карл Гюисманс оказался художественным критиком

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Выставка в Музее Орсе рассказывает, как менялись взгляды писателя на искусство

Пьер Пюви де Шаванн. «Девушки на берегу моря». 1879. Фото: Paris, Musée d’Orsay/RMN
Пьер Пюви де Шаванн. «Девушки на берегу моря». 1879.
Фото: Paris, Musée d’Orsay/RMN

Жорис-Карл Гюисманс (1848–1907) вошел в историю литературы романом «Наоборот» (1880), ставшим манифестом декаданса конца XIX века. Однако мало кто сегодня знает, что Гюисманс был и художественным критиком, к голосу которого прислушивались современники. Этой странице в биографии писателя и посвящена выставка в Орсе. А в качестве ее сценографа музей пригласил итальянского художника Франческо Веццоли (р. 1971), тоже декадента, но в современной, иронически-китчевой его версии. Экспозиция из отобранных кураторами и Веццоли произведений живописи и графики прослеживает, как менялись эстетические вкусы Гюисманса. В литературе он начинал как ученик Эмиля Золя, затем увлекся «Цветами зла» инфернального романтика Шарля Бодлера и мистикой, а под конец жизни стал глубоко верующим католиком.

Франческо Веццоли. «Невинный» («Ида Рубинштейн»). 2019. Фото: Courtesy of the Artist
Франческо Веццоли. «Невинный» («Ида Рубинштейн»). 2019.
Фото: Courtesy of the Artist

К художественной критике Гюисманс пришел в 1876 году, когда, будучи поклонником Рембрандта и Франса Халса, открыл для себя живопись Эдгара Дега и импрессионистов. Принимал он их не всех, а только тех, кто, с его точки зрения, были «настоящими реалистами». В своих статьях он защищал художников, противопоставляя их «реализм и современность» Салону и академической живописи. Об этом — раздел экспозиции, охватывающий время с 1876 по 1883 год и включающий работы Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Гюстава Кайботта и полузабытых сегодня художников, как Жан-Франсуа Раффаэлли, друг писателя. Второй раздел (1884–1889) посвящен времени увлечения Гюисманса мистикой, и соответственно здесь показаны символисты — Гюстав Моро, Одилон Редон, Пюви де Шаванн. А дальше — переход от мистики к религии, представленный «Видением» Гюстава Моро,  «Распятием Христа» Одилона Редона и их предтечами, художниками Северного Возрождения. Есть здесь работы и самого Веццоли, его портреты femme fatale эпохи декаданса Иды Рубинштейн («Невинный», 2019) и Айседоры Дункан («Наслаждение», 2019), названия которых отсылают к двум знаменитым романам той поры Габриеле Д’Аннунцио, итальянского альтер эго Гюисманса. 

Музей Орсе
Жорис-Карл Гюисманс как художественный критик
До 1 марта
www.musee-orsay.fr

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+