18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Фотография моды как ключ, символ и дух

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Вышел в свет второй том каталога коллекции, собираемой московским фондом Still Art

Эрвин Блюменфельд. «Олений глаз». Фото Джин Пэтчетт для обложки Vogue. Нью-йорк, 1950. Фото: Still Art Foundatio
Эрвин Блюменфельд. «Олений глаз». Фото Джин Пэтчетт для обложки Vogue. Нью-йорк, 1950.
Фото: Still Art Foundatio

Обложка каталога со знаменитой фотографией Ричарда Аведона «Довима со слонами. Вечернее платье Dior. Зимний цирк, Париж, август 1955 года» сразу обозначает направление — фотография моды. Первый том fashion-фотографии ХХ века из коллекции, собранной Еленой Карисаловой, вышел в прошлом году, отмечая начало работы созданного ею фонда Still Art. А в нынешнем декабре издан второй том, вполне дающий представление о собрании. Оно развивается и пополняется под кураторством Натальи Григорьевой-Литвинской, чье участие придает процессу профессиональный вектор. 

Хотя и личного вкуса, и привязанностей в собрании много. Например, фотографии Стива Шапиро со съемок «Крестного отца» — одно из первых приобретений в области фотографии, которые, как рассказывает Елена Карисалова, просто понравились и были предназначены украшать домашний интерьер (коллекция античного искусства весной была подарена Еленой и ее мужем Михаилом Карисаловым ГМИИ имени Пушкина). Построенные на контрасте света и тени, это не кадры из фильма, и даже не кадры со съемочной площадки (на многих снимках виден режиссер Фрэнсис Форд Коппола), а символические «ключи к фильму», как пишет в каталоге критик Михаил Сидлин. Таков кадр, в котором мрачный дон Вито (Марлон Брандо) держит на руках кошку, неосознанно лаская ее, — соединение теплоты семейных отношений и холода мафиозных связей.

Коллекция фонда Still Art. М., 2019.
Коллекция фонда Still Art. М., 2019.

Почти готовая выставка — коллекция фотографий для обложек журнала Vogue с 1930-х и до текущего момента. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил ушло на то, чтобы собрать все это. В сопровождающей этот раздел небольшой статье историка моды Ольги Михайловской спрессована вся история fashion-фотографии ХХ века. Вот снимок Хорста П. Хорста для обложки августа 1939-го: контрастные цвета, жесткие тени, глаза модели заменяют круглые очки. А вот работа Ирвина Пенна 1951 года: модель приподнимает очки и приоткрывает сумочку — это уже реальная женщина, а не иллюстрация модного силуэта. 1960-е были десятилетием звезд — на обложке Мэрилин Монро с бусами на обнаженной груди и подростково угловатая Одри Хепберн. 1980-е и начало 1990-х стали эпохой топ-моделей, и их съемки Питером Линдбергом и Стивеном Майзелом вошли в историю. Этот список можно продолжать — как и фотографическую коллекцию фонда Still Art, которая, несомненно, даст материал для следующих томов каталога. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+