18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Доступные шедевры: тираж, бумага, молодость

№79
Материал из газеты

Пока аналитики арт-рынка сетуют на снижение объемов продаж произведений искусства, галеристы ищут необычные форматы для привлечения новых клиентов и массово осваивают нижний ценовой сегмент

Известно, что около половины произведений искусства, продаваемых на вторичном рынке на Западе, стоит менее $1 тыс. Нижний ценовой сегмент включает прежде всего работы на бумаге, особенно тиражную графику, а также произведения молодых авторов в самых разных техниках. В последнее время это направление активно осваивают и отечественные галеристы. В частности, на недавней ярмарке Cosmoscow было необычайно разнообразно представлено так называемое доступное искусство, причем его можно было найти и у солидных галерей со своей выставочной программой, и на стендах проектов нового формата, которые делают ставку на продажи в интернете. Мы решили узнать, что московские галеристы предлагают в диапазоне до 100 тыс. руб. и каковы минимальные цены на работы современных художников.

Например, хитом у коллекционеров на Cosmoscow 2019 стали работы художницы из Петербурга Данини на стенде галереи Fragment. Галеристу Сергею Гущину удалось продать большую часть вещей из ее проекта, посвященного ностальгии по 1990-м годам. Графику из серии Deadline Denial можно приобрести в галерее примерно за €800.

Одна из старейших галерей Москвы, традиционно представляющая в том числе недорогое искусство, — «Роза Азора». На сайте каталога с ценами нет, но по запросу в галерее в искомом диапазоне цен могут предложить, в частности, рисунки тушью Ивана Языкова (36–66 тыс. руб.).

С бюджетом в $1,2–1,5 тыс. можно найти самые разные произведения искусства в Аskeri Gallery. К примеру, яркие керамические скульптуры корейского художника Джей Йонг Кима в виде американских пончиков-донатов по $1,2 тыс., небольшие графические работы в узнаваемом монохромном стиле Павла Полянского (100 тыс. руб.) или миниатюры Глеба Скубачевского из бумаги, специально свернутой жгутами ($1,5 тыс.).

Пожалуй, самую значительную долю доступного искусства на рынке составляет тиражное искусство. Именно здесь стоит искать произведения известных авторов по демократичным ценам. Один из пионеров в этой области — художественная платформа Shaltai Editions, созданная коллекционером Валерией Роднянской в 2016 году. Цены начинаются от 30 тыс. руб., среди сотрудничающих с проектом художников — Виктор Алимпиев, Елена Елагина, Вадим Захаров, Ольга Кройтор, Таус Махачева и многие другие.

Работу с книжной иллюстрацией, тиражной графикой и «книгой художника» считают приоритетным направлением и в московской галерее «КультПроект». Произведения некоторых современных авторов можно приобрести здесь по самым демократичным ценам: например, тиражную графика «митьков», а также линогравюры Ирины Васильевой, которую называют наследницей традиций ленинградского объединения «Круг художников», (6 тыс. руб.), иллюстрации к Хармсу Сергея Якунина (15 тыс. руб.). 

В 2019 году проект «Фонд русской шелкографии» запустила галерея JART. Одна из целей — формирование в России нового класса коллекционеров молодого поколения. Работы Дмитрия Горбунова, Дмитрия Гутова, Ирины Кориной, Олега Кулика, дуэта «МишМаш», Павла Отдельнова, Сергея Шеховцова и других авторов можно приобрести на площадке JART.market по цене не дороже 750$.

Что особенно важно — и Shaltai Editions, и JART.market предоставляют своим клиентам возможность покупать искусство в формате интернет-магазина: выбрать на сайте, оплатить, даже заказать доставку можно, не выходя из дома. По тому же пути пошел проект ArtTube Editions. Здесь предлагают приобрести онлайн авторские принты и другие тиражируемые работы вроде шелкографии Алисы Йоффе (6 тыс. руб.) или кедов с ее рисунками (10 тыс. руб.).

С онлайн-платформы в 2018 году начиналась деятельность еще одного молодого проекта — галереи a-s-t-r-a, которая осенью 2019 года стала резидентом центра современного искусства Cube, расположенного на минус втором этаже здания отеля Ritz Carlton Moscow на Тверской. Идея основательницы a-s-t-r-a Алины Крюковой заключается в комбинации онлайн-продаж и офлайн-мероприятий, направленных на популяризацию коллекционирования как неотъемлемой части стиля жизни современного человека. Доступные по ценам и интересные работы можно всегда найти и на других стендах в Сube.Moscow, задуманного в том числе как площадка, консолидирующая вокруг себя новое поколение начинающих коллекционеров. «Недорогое искусство не обязательно тиражное. Это могут быть просто небольшие, шутливые работы вполне состоявшихся художников, остроумные и легкие», — говорит основательница галереи Syntax Эльвира Тарноградская. В ее галерее можно приобрести, в частности, линогравюру Валерия Чтака (12 тыс. руб.) или рисунок фломастером Кирилла Кто (40 тыс. руб.). У Сергея Гридчина, открывшего в Cube московское представительство своей загородной галереи, тоже найдется кое-что бюджетное среди тиражных работ, например принт «Жмурки» одного из представителей неофициального искусства конца 1980-х Александра Захарова (52 тыс. руб.); в галерее Azot — живопись молодого художника из Петербурга Максима Саввы (75 тыс. руб.). В арт-магазине Cubed всегда большой выбор подарков, а к Новому году — особенно: стеклянные елочные шары Андрея Логвина (1,49 тыс. руб.), открытки от пары художников Марины Беловой и Алексея Политова (2 тыс. руб.) и многое другое. 


Сергей Гущин
Галерея «Фрагмент»

Сейчас есть много возможностей начать коллекционировать искусство. Fragment Gallery работает с молодыми художниками, и мы выстраиваем нашу ценовую политику так, чтобы произведения были доступны начинающим коллекционерам, которые не готовы тратить на искусство миллионы. При этом наши художники востребованны и имеют хорошие перспективы: участвуют в престижных выставках по всему миру, получают награды, их покупают крупные музеи. Работы петербургской художницы Данини стали хитом среди коллекционеров на Cosmoscow 2019. Она делает яркие, ироничные вещи с множеством подтекстов, у нее есть свой, узнаваемый стиль. Мы продали большую часть работ из ее проекта, посвященного ностальгии по 1990-м и построенного на обыгрывании элементов интерфейса Windows 95/98 на холстах и винтажных гобеленах. Про нее сейчас много пишут и блогеры, и СМИ. Графику из серии Deadline Denial можно приобрести у нас в галерее примерно за €800. Я сам начал знакомство с современным искусством как коллекционер. Для меня это не только и не столько вопрос инвестиций, сколько взаимной любви, созвучности с художником, с его работами. На мой взгляд, поколение молодых художников особенно интересно, они свободнее, хорошо чувствуют дух и темп современности, у них незамыленный взгляд. Они работают с проблематикой, которая для нас актуальна, поднимают вопросы, которые касаются каждого. Вместе с ними начинаешь смотреть на привычные вещи под другим углом. Кроме того, покупая молодых, вы поддерживаете непосредственно художника.



Валерия Роднянская
Галерея Shaltai Editions

Авторская графика существует более 500 лет, а в очередной раз она завоевала мир в 60–80 годах ХХ века, ведь именно шелкография была основным медиа поп-арта, и работы Уорхола и Лихтенштейна, выполненные в этой технике, взорвали арт-рынок. Естественно, взрыв не коснулся социалистических стран, но удивительно, что до сих пор этот жанр современного искусства кажется нам чем-то несерьезным. А жаль, потому что именно тиражное искусство обладает мощным коммуникационным потенциалом, выстраивает диалог с новым, молодым, образованным коллекционером, создает доступные авторские произведения искусства, которые могут быть интересны и широкому кругу начинающих любителей искусства, и более искушенным ценителям. Во всем мире авторские тиражные работы — не важно, в какой технике ручной печати они выполнены: шелкографии, литографии или какой-то другой, — это отдельное медиа для художников. Важно то, что это оригинальные произведения искусства, созданные совместно художником и мастером печати. Именно такие работы можно найти в галерее Shaltai Editions.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+