18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

«Гараж» раскрывает секреты советского андерграунда

№79
Материал из газеты

Музей на выставке «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает герметизм как полноправный творческий метод

Принято считать, что неофициальное искусство советского времени всеми силами стремилось пробиться к публичности, тогда как власти этому неизменно препятствовали. В общем виде все обстояло действительно так, но не стоит забывать, что тогдашнему андерграунду было присуще и прямо противоположное тяготение — к герметичности. Не столько даже в целях конспирации, сколько из желания обособиться от духа насаждаемого коллективизма. Антрополог Алексей Юрчак в труде «Это было навсегда, пока не кончилось», посвященном истории позднего СССР, называл подобную тактику «свободой вненаходимости». В отличие от диссидентства, она позволяла формально сосуществовать с господствующей идеологией, но при этом глубинно не соответствовать ее стандартам. 

Нередко такой герметизм приобретал игровые формы. Вот и название выставки в «Гараже» содержит слово «секретики», подразумевающее детскую игру в чудеса и тайны. Хотя для многих художников это было всерьез: и эзотерические практики, и идеи экуменизма, и альтернативная медицина, но все же сама принадлежность к художественной среде заставляла обыгрывать странные, иногда «самопальные» концепции. А для некоторых авторов такие игры превращались в стратегию. 

Проект основан на архивных фондах музея «Гараж», но использовались и другие источники. Главным куратором выставки стал рижанин Каспарс Ванагс, который прежде не работал с темой позднесоветского андерграунда, но обладает оригинальным опытом преподнесения и трактовки разнообразных архивных материалов. Замысел проекта изначально подразумевал некоторую двойственность: с одной стороны, это документальное исследование прошлого, с другой — еще и манифестация герметизма как полноправного творческого метода. 

По словам Андрея Мизиано, одного из сокураторов выставки наряду с Александрой Обуховой и Валентином Дьяконовым, «всякие феномены „другой жизни“ внутри советской системы в равной степени были нам интересны». 
В экспозицию включены работы нескольких арт-групп: «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухоморы», «Перцы», ТОТАРТ, а также произведения дуэта Риммы и Валерия Герловиных, Вячеслава Ахунова, Андерса Гринбергса и других авторов. Неотъемлемая часть выставки — разного рода документы и артефакты. 

Одна из важных сюжетных линий этого проекта — сопоставление художественных экспериментов с экспериментами литературными. А в качестве постскриптума представлена инсталляция Яна Гинзбурга «Комната гениев» — современная визуальная метафора эпохи развитого социализма.  

Музей современного искусства «Гараж» 
Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985
11 декабря – 24 мая 2020

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+