18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Гараж» раскрывает секреты советского андерграунда

№79
Материал из газеты

Музей на выставке «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает герметизм как полноправный творческий метод

Принято считать, что неофициальное искусство советского времени всеми силами стремилось пробиться к публичности, тогда как власти этому неизменно препятствовали. В общем виде все обстояло действительно так, но не стоит забывать, что тогдашнему андерграунду было присуще и прямо противоположное тяготение — к герметичности. Не столько даже в целях конспирации, сколько из желания обособиться от духа насаждаемого коллективизма. Антрополог Алексей Юрчак в труде «Это было навсегда, пока не кончилось», посвященном истории позднего СССР, называл подобную тактику «свободой вненаходимости». В отличие от диссидентства, она позволяла формально сосуществовать с господствующей идеологией, но при этом глубинно не соответствовать ее стандартам. 

Нередко такой герметизм приобретал игровые формы. Вот и название выставки в «Гараже» содержит слово «секретики», подразумевающее детскую игру в чудеса и тайны. Хотя для многих художников это было всерьез: и эзотерические практики, и идеи экуменизма, и альтернативная медицина, но все же сама принадлежность к художественной среде заставляла обыгрывать странные, иногда «самопальные» концепции. А для некоторых авторов такие игры превращались в стратегию. 

Проект основан на архивных фондах музея «Гараж», но использовались и другие источники. Главным куратором выставки стал рижанин Каспарс Ванагс, который прежде не работал с темой позднесоветского андерграунда, но обладает оригинальным опытом преподнесения и трактовки разнообразных архивных материалов. Замысел проекта изначально подразумевал некоторую двойственность: с одной стороны, это документальное исследование прошлого, с другой — еще и манифестация герметизма как полноправного творческого метода. 

По словам Андрея Мизиано, одного из сокураторов выставки наряду с Александрой Обуховой и Валентином Дьяконовым, «всякие феномены „другой жизни“ внутри советской системы в равной степени были нам интересны». 
В экспозицию включены работы нескольких арт-групп: «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухоморы», «Перцы», ТОТАРТ, а также произведения дуэта Риммы и Валерия Герловиных, Вячеслава Ахунова, Андерса Гринбергса и других авторов. Неотъемлемая часть выставки — разного рода документы и артефакты. 

Одна из важных сюжетных линий этого проекта — сопоставление художественных экспериментов с экспериментами литературными. А в качестве постскриптума представлена инсталляция Яна Гинзбурга «Комната гениев» — современная визуальная метафора эпохи развитого социализма.  

Музей современного искусства «Гараж» 
Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985
11 декабря – 24 мая 2020

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+