18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»

Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства

Музей «Эрарта» создан в 2010 году и с тех пор стал одним из самых популярных России (в прошлом году его посетили почти 413 тыс. человек).

Его основательница Марина Варварина — непубличный человек, но ради своей первой книги «Долина красок» согласилась дать нам интервью.

Когда в 2010 году Музей современного искусства «Эрарта» открылся, вы говорили, что планируете в будущем сделать свое детище самостоятельным. Музей научился жить без вас?

Несомненно! Я не тягловая лошадь в этой повозке, но помогаю чем могу. Вот написала книгу, отдала музею все права — тоже помощь. «Эрарта» — это самостоятельный организм. Хочется, чтобы симпатию и расположение к «Эрарте» испытывали и другие люди, особенно те, кто может привнести в музей что-то свое, важное и ценное. Моя задача — помогать тем людям и проектам, которые соответствуют, на мой взгляд, музейной политике. Моя книга «Долина красок» соответствует, а все вокруг нее «Эрарта» сама придумала, сама озаботилась всеми организационными, финансовыми вопросами.

О чем ваша книга?

Она просто о жизни. В ней заложено много разных смыслов, она может быть интересна разным поколениям. Сначала мы коротко объясняем «К теории цвета» Иоганна Вольфганга фон Гете, говорим о том, как из трех базовых цветов складывается основная палитра. Но книга не о теории, это история глобализации в фантазийном варианте. В Долине красок были разные государства, за каждым из которых закреплен свой цвет, — государство синих, союз красных, соединенные штаты оранжевых и так далее. Все они строго охраняли свои границы, соблюдая чистоту цвета, не смешиваясь. Потому что, как известно, смешение всех красок дает коричневый цвет, которого все боятся. Потом появились чужаки, и в Долине красок началась паника: все испугались, что исчезнет чистота цвета. Но некоторые смельчаки поняли, что жизнь идет вперед и надо что-то менять. Они отправились в путешествие по разным странам, завязали новые знакомства, установили новые отношения. И оказалось, что, даже смешиваясь, можно сохранить свою чистоту, что никакого коричневого пришествия нет. Автором иллюстраций стал Николай Копейкин.

Очень актуальная и политкорректная сказка!

Это скорее о том, что мир живой и яркий и жить надо именно в таком мире.

«Эрарта» самостоятельно выживает в финансовых вопросах?

Выживает, но это коммерческая тайна. Мы семимильными шагами идем в нужном направлении!

За прошедшие годы ваши личные художественные пристрастия поменялись?

Естественно. По молодости всегда нравится что-то модное: Сальвадор Дали, Рене Магритт… До сих пор люблю Магритта, но душой отдыхаю на классике, люблю Томаса Гейнсборо, из отечественных художников — Федора Рокотова. Мне нравится это внутреннее свечение, идущее от их моделей. В общем, к преклонным годам пришла к классике и романтизму.

В ваш адрес нередко высказываются критически, мол, «Эрарта» занимается не искусством, а скорее шоу-бизнесом…

На протяжении всего нашего существования в наш адрес разные «крупные специалисты» высказывали разного рода «фи», и это совершенно естественно, потому что мы идем вразрез с канонами. Но мы и не позиционируем себя как большой традиционный музей или храм искусства, который точно вписывается в современные стандарты! У нас свой путь.

Не планируете какие-то совместные проекты с большими традиционными музеями?

На официальном уровне нет, наше общение ограничивается пока лишь обычными визитами друг к другу. Совместных проектов пока не обсуждали, каждый делает свое дело.

В последнее время музей сократил свою концертную и театральную деятельность, которая была так заметна в Петербурге. Каким вы видите дальнейшее развитие «Эрарты» как пространства современного искусства?

Лекции, сцена — это всегда существовало в музее как бы параллельно. Ресторан — это неотъемлемая часть любого музея или большой галереи. Но концертная и театральная деятельность были для нас довольно искусственными надстройками, мы таким образом расширяли свою аудиторию, не более того. Потом поняли, что наша выставочная деятельность поглощает столько сил, времени и средств, что на все остальное мы не можем отвлекаться. Мы прошли определенный отрезок своего пути и поняли, что имеет смысл заниматься в первую очередь нашим прямым делом — выставками современного искусства.

Какие большие выставочные проекты ожидают зрителей в следующем году?

Мы уже подписали договоры на три года вперед, но хочу рассказать о планах на следующий, юбилейный год. Из ударных будет выставка Рассела Джеймса, официального фотографа Victoria’s Secret, и мы постараемся подать работы в таком оформлении, чтобы публика сильно удивилась. Мы уже обсудили его с самим Джеймсом, идея ему понравилась. Год завершится выставкой знаменитого ирландского модельера-шляпника Филиппа Трейси. Когда мы с ним договаривались, было необычайно приятно, что он не только согласился, но и публично заявил: мы с «Эрартой» друзья! Мы постараемся сделать оформление его выставки феерическим. Сейчас с командой Трейси обсуждаем детали.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+