200 антикваров в Гостином Дворе

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Юбилейный, 45-й Российский антикварный салон пройдет с 27 ноября по 1 декабря — впервые на новой площадке, в Гостином Дворе

Часы каминные «Галеон» с музыкальной шкатулкой. 1835. Франция. Специальный проект. Фото: Личное собрание/ Российский антикварный салон
Часы каминные «Галеон» с музыкальной шкатулкой. 1835. Франция. Специальный проект.
Фото: Личное собрание/ Российский антикварный салон

Необходимость перезапуска Российского антикварного салона назрела давно: ярмарка, хотя и претерпела множество изменений с момента своего основания в 1996 году, все же оставляла впечатление мероприятия, застрявшего где-то в начале 2000-х. Несмотря на все усилия организаторов, компании «Экспо-парк» и лично ее руководителя Василия Бычкова: выделение ВИП-зоны для наиболее авторитетных и заслуженных галерей, поощрение участников делать тематические экспозиции, а не использовать свой стенд на салоне для того, чтобы показать все лучшее сразу, интересные некоммерческие проекты, а также серьезные деловые и образовательные программы, — отечественные антикварные салоны все-таки разительно отличались от европейских ярмарок подобного масштаба. Не последнюю роль в этом играло место проведения — Центральный дом художника (ЦДХ) с его ностальгическими, но морально устаревшими интерьерами брежневской эпохи.

Пару лет назад у ярмарки появилась более парадная и претендующая на международный статус версия — Russian Antique & Art Fair (RAAF), два выпуска которой прошли весной 2018 и 2019 годов в Центральном Манеже. Одновременно осенние антикварные салоны проводились в обычном формате и в привычном месте — в ЦДХ. Однако после того как последний окончательно прекратил свое существование в марте нынешнего года (теперь это пространство принадлежит Третьяковской галерее), компания «Экспо-парк» и художественные галереи, годами арендовавшие там помещения, были вынуждены сняться с насиженных мест и искать новую площадку (или разъезжаться кто куда). 

Для Василия Бычкова, главы «Экспо-парка» (его компания организует и Российские антикварные салоны, и другие ярмарки, в том числе книжную non/fiction) и по совместительству президента Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, было важно сохранить пул галерей и найти новое место для проведения ярмарок и выставок в центре Москвы. Так появился «Арт-квартал „Гостиный Двор“», куда переехали часть галеристов из ЦДХ. К ним добавились новые арендаторы, а Российский антикварный салон обрел новую прописку. Теперь и осенние, и весенние ярмарки будут проходить в Гостином Дворе на Ильинке, буквально в двух шагах от Кремля. Хочется верить, что переезд поспособствует обновлению и переформатированию салона. 

Константин Коровин. «Ночной Париж». Фото: Личное собрание/ Российский антикварный салон
Константин Коровин. «Ночной Париж».
Фото: Личное собрание/ Российский антикварный салон

Судя по всему, первая ярмарка на новом месте, к тому же юбилейная, 45-я, будет сильно отличаться от предыдущих по подаче материала. В огромном центральном зале Гостиного Двора на время проведения салона появятся отдельные «улицы» для каждого из представленных направлений: антиквариата, винтажа, дизайна и ювелирного искусства. Всего в 45-м Российском антикварном салоне примут участие около 200 российских галерей. 

Среди участников антикварного раздела много старых знакомых — это и Михаил Суслов из Петербурга (под брендом «Частное собрание М.А.Суслова»), и Марина Молчанова («Элизиум»), и Анатолий Боровков («Русский авангард 10–30-х годов»), и семья Кардашиди («Кардашиди-Арт»), и многие другие. 

Некоммерческий проект ярмарки на этот раз приурочен к 15-летию Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Экспозиция показывает произведения из частных собраний «конфедератов», приоткрывая завесу тайны над тем, что же висит дома у галеристов и антикваров. Из названия «Тренды коллекционирования в России. Шедевры из личных собраний» следует, что кураторы выставки задались целью показать основные увлечения отечественных коллекционеров: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, искусство советского периода, живопись нонконформистов, а также живопись европейских старых мастеров и кабинетная бронза. 

К ярмарке подготовлена обширная параллельная программа, частью которой — наряду с форумом по юридическим аспектам оборота художественных ценностей и образовательными лекциями — станут встречи с коллекционерами. 
Многие галереи по традиции подготовили собственные тематические экспозиции. Антикварная галерея «Петербург» представит русскую живопись середины XIX — первой трети XX века, в том числе позднюю работу Ильи Репина «Натурщица», 1920-х годов. 

Галерея «Веллум» делает ставку на модную сейчас гендерную тему. На ее стенде можно увидеть произведения двух типов — это женские образы, такие как «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина или «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, и живопись известных художниц — Ольги Делла-Вос-Кардовской, Александры Коноваловой, Ольги Остроумовой-Лебедевой. 

Тематическая экспозиция галереи «Русский модерн» называется «Путешествия русских художников» и обыгрывает таким образом работы отечественных мастеров конца XIX — первой половины XX века, созданные за границей. Один из самых ярких здесь — парижский вид Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

На ярмарочной «улице» дизайна профильные галереи, в том числе «Тираж 1/1», «Эритаж», PA Gallery, будут соседствовать со стендами современных дизайнеров Анастасии Панибратовой, Марии Романовой и Ольги Солдатовой. В ювелирной секции представлены украшения отечественных брендов Сhamovskikh, Maxim Demidov, Notivory Art, NovalArt, Tarutin. Нашлось место, точнее, «улица» и винтажным украшениям, сумочкам и аксессуарам. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+