18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катар: на перекрестке миров

№78
Материал из газеты

Искусство современное, старое, европейское, исламское — музеи Катара, небольшого государства в восточной части Аравийского полуострова, вполне могут конкурировать с мировыми художественными столицами

Слетать в Катар — это все равно что отправиться на Марс, не покидая Земли. Еще из самолета открывается пейзаж, напоминающий ландшафты далеких планет из фильмов о покорителях космоса из-за мерцающих в закатном мареве огоньков заводов по переработке газа и нефтяных вышек. После приземления, впрочем, их присутствия ничего не выдает, кроме не кичливой, но очевидной роскоши всего и всюду.

В новеньком Национальном музее, построенном по проекту французского архитектора Жана Нувеля, есть отдельный зал о возрождении страны и добыче ресурсов с практически неуловимым запахом сырой нефти. «Так пахнут деньги», — с улыбкой сказала о нем экскурсовод в абайе и на шпильках, чей наряд самым наглядным образом иллюстрирует выражение «традиции и современность» и процессы, происходящие в стране. 

Чтобы понять, насколько важное место занимает искусство во всей этой истории, стоит напомнить, что после почти 20-летнего перерыва музейной деятельности именно в Катаре в 2008 году был открыт Музей исламского искусства. Глава Ведомства музеев Катара шейха аль-Маясса аль-Тани несколько раз признавалась самой влиятельной персоной в арт-мире, и не только благодаря крупным приобретениям (чего стоят одни только «Игроки в карты» Поля Сезанна за $259 млн!).

Встреча с прекрасным начинается сразу, в аэропорту Хамад, откуда вы в безвизовом режиме выходите в арабскую ночь, а на прощание вам машет лапой гигантский плюшевый «Медведь под лампой» Урса Фишера. Доху многие используют для транзитных перелетов, и встреча с мишкой, чьим изображением завалены соцсети, так и остается их единственным соприкосновением с искусством. Но никакого Дэмиена Херста, Субодха Гупты, Ричарда Серры и россыпи зданий важных архитекторов, прицкеровских лауреатов, такие путешественники не увидят, в отличие от тех, кто решит провести в Дохе несколько дней и приедет на чемпионат мира по футболу — 2022. 

Перво-наперво стоит отправиться в Музей исламского искусства (Museum of Islamic Art, MIA). Он был построен вблизи порта Юй Мин Пэем, автором стеклянной пирамиды Лувра. Образно его проект отсылает к древней мечети Ибн-Тулуна в Каире (IX век). Вокруг разбит парк, а из панорамных окон высотой 45 м открывается головокружительный вид на небоскребы и залив с круизными лайнерами и традиционными лодочками доу. Концептуально MIA — уникальный музей, поскольку в нем представлено искусство исламского мира в целом, от Андалусии до Китая, с временным охватом от его зарождения и до распада Османской империи. Музейное собрание пополняется преимущественно за счет приобретений на арт-рынке, и одним из главных критериев является эстетическая привлекательность экспоната. Многие из них кажутся очень современными и могли бы вдохновить не одного дизайнера. Здесь проводятся временные выставки (например, одна была посвящена Сирии) и существует экспозиция из шедевров, которая обновляется каждые три месяца, благо в коллекции из 7 тыс. экспонатов есть что выбрать. В галереях, устроенных по географическому принципу, дух захватывает от переливов драгоценных камней Великих Моголов, блеска серебра турецкого оружия и золота иранской миниатюры.

Перед Национальным музеем, открытым весной в оживленном квартале на побережье, бьет фонтан ALFA Жана-Мишеля Отоньеля. В действие его приводят морские приливы, и это в высшей степени символично, потому что добыча жемчуга долгое время была единственным источником дохода Катара. Вокруг этой темы строится значительная часть иммерсивной экспозиции. Запоминаются неожиданно чувственное черно-белое кино о нелегкой судьбе ловцов жемчуга, которых чуть что — кружит чудище морское, их нехитрый костюм в виде прищепки для носа и, напротив, затейливые украшения Викторианской эпохи, а также портрет Микимото. Японец еще до войны придумал, как жемчуг культивировать, серьезно удешевил его стоимость и пустил тем самым жизнь в Катаре практически под откос. И тут очень кстати нашлись другие природные ресурсы. 

Перемещаясь по Дохе от музея к музею (метро работает и продолжает строиться, но лучше все же на авто с кондиционером), то тут, то там можно увидеть гигантские паблик-арт-объекты звезд современного искусства. Вот через окна Национального конгресс-центра тянет лапы паук «Маман» Луиз Буржуа, а там с шоссе просматривается скандальная композиция о развитии эмбриона «Удивительное путешествие» Дэмиена Херста, стратегически размещенная рядом с перинатальным центром «Сидра». Мало кто был рад ее появлению в начале 2000-х, поэтому повторно инсталляция была открыта только в прошлом году. Скорее всего, это стало возможным потому, что в Катаре последовательно занимаются современным искусством, приво­зят выставки и устраивают резиденции. 

В Культурном центре Катара с амфитеатром на 5 тыс. зрителей и мечетью работает несколько галерей с пестрым ассортиментом — от стола Захи Хадид до фото голливудских знаменитостей с автографами ($800 — $1,3 тыс.). Старейшая — Al Markhia с отличной подборкой, где наиболее дорогим произведением ожидаемо оказался черно-белый портрет эмира кисти Исмаила Аззама из Ирака ($18,9 тыс.), а самой привлекательной — живописно-графическая серия № 1 суданца Рашида Диаба ($14 тыс. за холст). 

Для совсем молодой коллекции арабского современного искусства в университетском районе Education City с библиотекой по проекту  Рема Колхаса построили музей Mathaf — Арабский музей современного искусства, где сейчас проходит выставка «Триумфальная шкала» Эль Анацуи, обладателя венецианского «Золотого льва» за вклад в искусство (до 31 января). 

Но самое передовое пространство по этой части — Fire Station, где уже показали авангард из Третьяковки, выставку «Пикассо — Джакометти», а теперь представляют проект модного художника KAWS «Он ест в одиночку» (до 15 января). 


Fire Station Artist in Residence 

Пожарная часть была переоборудована под арт-центр в 2012 году. Тут расположены резиденции для художников с международной кураторской поддержкой. Привозят сюда и топовые произведения со всего мира. Под выставочный зал переоборудован бывший гараж, вокруг находятся магазины местных дизайнеров, кафе с органической кухней и галереи, в том числе один из филиалов  ведущей галереи Al Markhiya.

Ричард Серра. «Восток — Запад. Запад — Восток»

Для того чтобы увидеть монументальную скульптуру, надо пройти путем бедуинов вглубь пустыни. Место для ее установки выбрал сам художник, и теперь четыре металлические пластины, расположенные на расстоянии в километр друг от друга, пересекают полуостров и символически связывают берега залива. Другую его работу, «7», можно увидеть в самой Дохе вблизи Музея исламского искусства, для которого она и была задумана. 

Музей шейха Фейсала в Аль-Самарии

Музей шейха можно назвать «музеем всего». Сначала предметы украшали его меджлис — пространство для приема гостей, однако коллекция росла так быстро, что ей понадобилось отдельное здание. Музей напоминает форт. Более 15 тыс. экспонатов сгруппированы по четырем темам: исламское искусство, национальное наследие (особенно интересна эпоха донефтяного Катара), авто и нумизматика. 

Msheireb Downtown Doha

Ради Msheireb Downtown Doha, инновационного проекта стоимостью $5,5 млрд, снесли старые постройки в центре Дохи, оставив несколько исторических зданий. Их отреставрировали и открыли там музеи, в том числе жилья катарской семьи Radwani House и археологического наследия Mohammed Bin Jassim House. Зеленый квартал террасами спускается с холма и плавно перетекает в традиционный рынок Сук-Вакиф.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+