18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»

№78
Материал из газеты

Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами

Рустама Сулейманова называют «мусульманским Третьяковым» за вклад в популяризацию мусульманского искусства в России. Его Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш.Марджани, основанный в 2006 году и названный в честь прогрессивного татарского богослова и историка XIX века, располагается в непримечательном советском здании, а его офис забит современной живописью, упакованной для транспортировки.

Несмотря на то что первым в коллекции Сулейманова стало произведение знаменитого русского портретиста Валентина Серова (1865–1911), классического художника, любимого как Павлом Третьяковым, так и нынешними российскими коллекционерами, очень скоро он отправился исследовать неизведанную, но глубоко личную территорию. «Если какое-то время меня интересовало русское искусство начала ХХ века, то потом я стал задумываться о самоидентичности, — говорит Сулейманов, родившийся в Узбекистане в татарской семье. — Одно дело, когда у тебя просто есть какие-то картины, которыми ты украшаешь свой дом или офис, и совсем другое — когда твоя коллекция перерастает это декоративное измерение… Я начал задумываться о том, что я хочу сказать, какой вклад я хочу внести».

Поиск главной темы привел его к осмыслению своего национального наследия и к формированию коллекции, куда сейчас входит около 10 тыс. произведений. «Постепенно я переориентировался на мусульманское искусство — мусульманское в широком смысле, от средневековой классики до современного, — говорит он. — Я был удивлен, что в России с ее богатой исламской историей до сих пор нет музея мусульманского искусства». 

Сейчас президент Фонда Марджани надеется открыть первый в России центр мусульманского искусства в сотрудничестве с крупной государственной институцией. Кроме того, его фонд спонсирует научные исследования. В 2013 году Антон Притула, специалист по мусульманскому искусству в Государственном Эрмитаже, рассказал The Art Newspaper, что в России коллекция Фонда Марджани уступает только эрмитажной и по охвату приближается к собранию Ага-хана.

Интерес Сулейманова к современному мусульманскому искусству открыл путь для художников из множества регионов России и бывшего Советского Союза, до сих пор очень скудно представленных за их пределами.
В этом году фонд провел несколько выставок в столице Татарстана Казани, в том числе современного художника Александра Акилова, уроженца Таджикистана, который сейчас работает в России, в Москве, и Германии. 

Кроме того, тут прошла групповая выставка Transformatio, в которой приняли участие современные художники из Дагестана и с Северного Кавказа, от Магомеда Кажлаева из числа советских художников-нонконформистов до Таус Махачевой (в 2018 году выставка Transformatio была показана в петербургском музее «Эрарта»).

В 2019 году Фонд Марджани показал предметы из своей коллекции на выставке «Золотая Орда и Причерноморье», организованной Государственным Эрмитажем в выставочном центре «Эрмитаж-Казань».

Сулейманов также делится планами о начале сотрудничества с Государ­ственным музеем искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе, в коллекции которого находится множество сокровищ русского авангарда. По его словам, после долгих лет этот музей в отдаленной Республике Каракалпакстан в Узбекистане постепенно начинает открываться для совместных проектов, хотя бюрократических трудностей, препятствующих осуществлению его замыслов, по-прежнему немало.

В собрании Сулейманова широко представлены и азербайджанские художники, в частности Гаюр Юнус (р. 1948), в чьем творчестве «элементы иранского каджарского стиля конца XIX века переплетаются с влиянием Нико Пиросмани», грузинского художника-примитивиста.

Покупая, коллекционер, как правило, выбирает до пяти произведений одного художника, написанных в разные периоды. В таком контексте работы бывает непросто оценить, но, по его словам, стоимость подобных приобретений обычно колеблется в диапазоне от $5 тыс. до $50 тыс.

Что касается России, то основатель Фонда Марджани говорит: «Мы все очень тесно связаны друг с другом. Мы все находимся в одном большом ковчеге, но эта связь и взаимозависимость ярче всего проявляются в самых многонациональных регионах, где существуют давние традиции мирного сосуществования».

Образы общего советского наследия активно использует в своем творчестве Ринат Волигамси (р. 1968), творческий псевдоним которого произошел от написанной задом наперед фамилии Исмагилов. В 2018 году фонд спонсировал его ретроспективу «Двоегорск» в Московском музее современного искусства, организованную галереей «11.12». На выставке живописные работы и инсталляции Волигамси рисуют жутковатую картину советской утопии в вымышленном военном городке. По мнению Сулейманова, эти произведения изображают советское прошлое, «которое мы только-только начали изживать». 

«Нельзя сказать, что художникам либо просто людям, живущим на Северном Кавказе, или в Татарстане, или в Башкортостане, или даже в Узбекистане, отвергать советскую идентичность проще, чем русским, живущим в провинции… У каждого человека есть голос земли и голос крови, но и голос времени иногда тоже говорит», — добавляет коллекционер. Он считает, что Волигамси предлагает «проницательный и ироничный взгляд на идентичность, разговор о нас самих» — веселый и острый, при этом отнюдь не болезненный или уничижительный.

В России действуют суровые законы как в отношении религиозного экстремизма, так и в отношении произведений искусства, «оскорбляющих чувства верующих». Сулейманов сомневается, что «искусство способно оскорбить» настоящих верующих, хотя на Ближнем Востоке неуважительное отношение к исламу приводит к массовым протестам. «Мне кажется странным сам факт существования таких законов и приговоров», — говорит он. Однако в то же время он не стал бы приобретать в коллекцию «слишком радикальные» произведения и сомневается в их эстетической ценности. «Можно ли считать произведением искусства объект, который был создан с намерением оскорбить? — спрашивает он. — Если раньше искусство определялось этическими и эстетическими принципами, то сегодня многие вещи опошлены и огрублены».

Такие художники, как Таус Махачева, демонстрируют, что можно говорить о локальных проблемах, жизни и традициях в исламских регионах, в частности в Дагестане, обращаясь при этом к международной аудитории. «Несмотря на то что она современный художник в том, что касается формы и техники, в ее работах ее дагестанские корни очевидны, — рассказывает Рустам Сулейманов. — Мы видим в первую очередь глубокий интерес к этой земле. У нее есть собственная точка зрения, но это не точка зрения человека, стоящего в стороне. Это точка зрения человека, которого действительно волнует родная страна, происходящие здесь изменения».  

Впервые статья была опубликована в Russian Art Focus, No 11, 2019

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+