18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Молодые художники получили «Премию СПб»

Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги

Конкурс, организованный некоммерческим партнерством содействия реализации культурных проектов «Искусство ХХI век», прошел при участии Санкт-Петербургского союза художников и поддержке Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Во время работы Санкт-Петербургского международного культурного форума в Доме журналистов состоялось вручение наград.

На конкурс, объявленный в мае этого года, поступило около 700 работ в четырех номинациях: «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Арт-объект». Экспертный совет отобрал 29 номинантов, среди них профессиональное жюри определило победителей. В экспертный совет вошли 20 петербургских художников, мастеров живописи, прикладного искусства, графики, скульпторы, специалисты по современному искусству, преподаватели художественных вузов. Жюри возглавил Алексей Талащук, народный художник РФ, академик РАХ, профессор, творческий руководитель Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

По словам Ники Куковицкой, члена оргкомитета конкурса, его идея возникла в прошлом году после скандала с потенциальной ликвидацией Санкт-Петербургского союза художников. «Мы поняли, что нужны реальные социально значимые дела, нужно дать творческий стимул молодым художникам, а конкурс всегда активизирует творческий процесс», — рассказала она.

Участие в конкурсе было предоставлено всем, кто считает себя художником. Ограничения были только по возрасту — от 18 до 35 лет. И по месту жительства: по словам организаторов, это было вынужденное ограничение, поскольку участник обязан был в определенный день доставить свою работу в Петербург.

Главные критерии отбора организаторы конкурса определили как профессионализм (знание основ композиции, материалов, законов цветопередачи), новаторство (новаторские принципы в достижении задач, новые материалы и техники), чувство стиля и образность (художественная выразительность и убедительность, способность вызвать у зрителя сильные эмоции и чувства).

«Сначала я отнесся к конкурсу со скепсисом, хотя на самом деле проводить такие конкурсы нужно как можно чаще, — считает Александр Кондуров, заслуженный художник РФ, член экспертного совета. — Может, они подскажут дальнейшую перспективу и направление движения? Потому что арт-критика в изобразительном искусстве, на мой взгляд, сегодня практически отсутствует или мало слышна. Уровень выпускников художественных вузов заметно упал, и такая ситуация сейчас во всем мире — мало кто понимает суть процесса, в основном художники заняты тем, чтобы понравиться покупателю. Художнику очень важно сформулировать, что он делает. На это сейчас способны не многие, и, надеюсь, такие конкурсы помогут разобраться в процессе».

Победителем в номинации «Живопись» стала Юстина Комиссарова и ее картина акрилом «Биоэнергия». Первый приз в номинации «Графика» достался серии офортов «Затмение» по мотивам «Слова о полку Игореве» Елены Машкариной. Первое место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» занял «Часовщик» Серафимы Ивановой-Буторлиной.

В номинации «Арт-объект» победила работа Project One творческой группы A5 PROJECT (студенты кафедры реставрации живописи Академии имени Штиглица Александр Виноградов, Александра Васькина, Анастасия Малечко, Анна Павлова, Анна Шешина). Они в одном из поселков Ленинградской области покрыли поталью (искусственное золото) 540 квадратных метров старинного путепровода. Свою работу авторы посвятили разрушенной Пальмире, на конкурс они представили снятый ими видеоролик о работе над объектом и реакции на него местных жителей. Каждый из победителей получил денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб., а также символический знак конкурса — стеклянный куб.

По словам Светланы Симиной, живописца, профессора академии имени Штиглица, члена жюри «АРТ-СТАРТА», сложнее всего было выбрать победителя в номинации «Живопись».

«Мы долго спорили, но выбрали абстрактную работу, — рассказала Светлана Симина. — Автору еще предстоит пройти серьезный путь, чтобы стать профессионалом, но в этой работе есть ритмика, музыка, биение пульса. Мы и хотели, чтобы в работах проявлялся не только профессионализм, но и звучала свобода творческого мышления. В Европе серьезно занимаются творчеством молодых художников, их поддерживают в том числе и конкурсами. У нас такой поддержки меньше, и то она достается только людям с профессиональным образованием. Мы дали возможность проявить себя всем, и это большое достижение конкурса».

В планах организаторов конкурса «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» и в следующем году продолжить это творческое соревнование, а в перспективе — сделать его всероссийским.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+