18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы

№78
Материал из газеты

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям. Это произошло благодаря новому толкованию завещания леди Уоллес: отныне оно не рассматривается как налагающее запрет на музейную аренду (англоязычное понятие lending в этом контексте соответствует «выдаче экспонатов» из российских музеев. — TANR). Теперь перед лондонским музеем, где хранятся коллекции произведений искусства и старинных доспехов, собранные первыми четырьмя маркизами Хартфорд и сэром Ричардом Уоллесом, открываются возможности для новых договоренностей.
Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, объясняет, что леди Уоллес завещала коллекцию государству с условием, что входящие в нее работы будут «храниться вместе», без смешивания с другими произведениями искусства. Завещание было написано в 1897 году (музей открылся тремя годами позже), и до сих пор упомянутую формулировку интерпретировали как запрет на аренду. Однако на самом деле в тексте ничего не говорится о подобном запрете.

Брей обратился в Комиссию по делам благотворительности, которая пришла к выводу, что «иметь возможность давать и получать взаймы произведения искусства на выставки — в интересах Собрания Уоллеса». После консультации с Министерством культуры комиссия выпустила постановление, разрешающее Собранию Уоллеса выдачу экспонатов.

Как объясняет председатель Собрания Уоллеса Антонио Орта-Осорио, до последнего времени считалось, что присутствие в экспозиции всех без исключения объектов «важнее сов­местных проектов внутри страны и за ее пределами». Однако, по его словам, «изменились и приоритеты, и, чтобы участвовать в жизни международного художественного сообщества, мы должны иметь возможность делиться своей экспертизой и ресурсами с коллегами, представляющими другие великие коллекции мира».

С ограничениями аренды сталкиваются многие музеи, в основу которых положены частные коллекции. Например, Коллекция Баррелла в Глазго до недавнего времени не имела права выдавать свои экспонаты за пределы Великобритании. Однако в 2014 году музей получил на сей счет особое разрешение от парламента Шотландии. 

Во Франции музейная аренда полностью запрещена парижскому Музею Ниссима де Камондо с его коллекцией декоративно-прикладного искусства и Музею Конде, который основал Генрих Орлеанский в своем замке Шантийи. 

Нью-йоркская Коллекция Фрика, близкий аналог Собрания Уоллеса, не имеет права предоставлять во временное пользование только произведения, которые завещал Генри Клей Фрик, а вот на экспонаты, приобретенные позже, запрет не распространяется. Бостонский Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер может одалживать произведения, но обязан оставлять пустые места там, откуда их сняли.

Какие же планы появились теперь у Собрания Уоллеса? Ксавье Брей ведет переговоры с Музеем истории искусств в Вене об организации выставки немецких доспехов эпохи Северного Возрождения. По всей вероятности, еще одним проектом станет экспозиция Жана Оноре Фрагонара с участием полотен «Качели» (1767) и «Воспоминание» (1778) из коллекции лондонского музея. Также планируется большая выставка Франса Халса, на которой знаменитый «Смеющийся кавалер» (1624) наконец-то встретится с другими портретами кисти мастера.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+