18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская биеннале глазами иностранца

Британский критик Саймон Хьюитт делится впечатлениями от 8-й Московской международной биеннале современного искусства

8-я Московская биеннале открылась в Новой Третьяковке на Крымском Валу 31 октября — менее чем через месяц после того, как глава биеннале Юлия Музыкантская собрала пресс-конференцию, чтобы ответить на обвинения художников, принимавших участие в предыдущей биеннале, которые заявили о плохой организации и невыплате гонораров.

Накануне открытия Музыкантскую поддержал исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, устроивший роскошный ужин с грузинской кухней для сотрудников и участников выставки в ресторане «Галерея художника», расположенном по соседству с Российской академией художеств на Пречистенке. «Юлия взяла на себя управление биеннале, когда никто не хотел ею заниматься, — заявил он. — Многие критикуют ее, я — восхищаюсь ее смелостью».

Во время пресс-показа Музыкантская ничего не добавила к своему заявлению, сделанному 4 октября, когда она отвергла все обвинения, но организация мероприятия по-прежнему оставляла желать лучшего.

«Здесь нет вообще никакой организации», — рычал Александр Бродский, которого 15 минут продержали у бокового входа, прежде чем позволили ему войти, чтобы добавить последние штрихи к своей работе. Это выложенный белой плиткой тоннель, где демонстрируется ностальгическое видео, снятое в подземном переходе на «Китай-городе» в 1992 году, на котором полуслепые музыканты играют песню «Эх, дороги». Бродский хотел разбросать по полу под своим видео обрывки бумаг и окурки, но начальник охраны здания заявил, что это запрещено — и даже не из-за правил пожарной безопасности, возмущается Бродский, а из-за того, что некий напыщенный бюрократ решил, что мусор выглядит некрасиво. В итоге автор заменил окурки смятыми пивными банками.

Бродский вносит воинственно неряшливые нотки в экспозицию, которая в остальном выглядит как просторный ВИП-зал с минималистичными видами на пустое пространство стен. Это творение живущего в Берлине элитного архитектора Сергея Чобана. И неожиданного для биеннале куратора — любителя вращающихся кресел, оперного режиссера Дмитрия Чернякова. Второй этаж бывшего ЦДХ усеяли отдельными стендами и переделали до неузнаваемости, снабдив новым освещением и системой кондиционирования воздуха.

Представленные работы велики масштабами, но немногочисленны (их лишь немногим более 50). Две трети из 33 художников либо из России (12), либо из Австрии и Германии (10). Работы последних предоставила венская Альбертина, собрание которой было знаменито в основном графикой старых мастеров, пока в 2017 году захворавший продавец строительных товаров Карлхайнц Эссль не вручил ей свою беспорядочную коллекцию послевоенного искусства.

Если бы биеннале (носящая бессмысленное название «Ориентирование на местности») сосредоточилась на российско-германском диалоге, это было бы хотя бы логично, но горстка художников из США, Китая и с Ближнего Востока добавляет ей сбивающей с толку гламурности, китча и цифрового лоска. За последний отвечает Лейла из Баку (которая является дочерью президента Азербайджана Ильхама Алиева и членом попечительского совета биеннале).

Российские художники смотрятся уверенно на фоне привезенных из Альбертины работ. Андрей Кузькин с его хлебными головами и фигурками в напоминающих соты клетках обходит Георга Базелица, а возвышающаяся колонна «Рыбака» Марии Кулагиной затмевает фигуративную живопись австрийского дуэта Мунтеан — Розенблюм. Нервные поверхности картин Виталия Пушницкого, пересеченные полосами рваного белого полотна, вступают в энергичный диалог с подчеркнуто гладкими работами американца Алекса Каца.

Наталья Ситникова, картина которой искусно экспонируется лежа на первом этаже, ведет абстракционистский спарринг с триптихом классика акционизма Германа Нитча; Егор Плотников с бумажной скульптурой «Сверхчеловек» и Алексей Лука с шаткой лачугой говорят больше, чем соседствующие с ними картины австрийки Ксении Хауснер и разбитое пианино американца Тони Мателли.

Евгения Буравлева и Павел Отдельнов прекрасно смотрятся в изоляции со своими проектами, соединяющими живопись и видео: Буравлева — с ностальгическим взглядом на семью и природу, Отдельнов — с элегантной атакой на безудержно развивающуюся в России индустрию свалок. А вот Марию Суворову подвели, поместив три ее неоправданно масштабные архитектурные картины рядом с видом на римский замок Святого Ангела бесконечно талантливого Валерия Кошлякова. При том что большинство произведений российских художников, представленных на биеннале, были созданы в 2018–2019 годах, в том числе специально для нее, присутствие работы Кошлякова 1994 года трудно объяснить — разве что тем, что она принадлежит меценатам Екатерине и Владимиру Семенихиным. Английская подпись к картине, гласящая Angelcastle («Ангельский замок»), служит ярким примером бесконечных мучений биеннале с этим языком.

Недостаточную разрекламированность биеннале дополняет монументальный и совершенно неинформативный сайт, не содержащий фотографий экспонатов (как и страница биеннале на Facebook). До 22 января, даты закрытия биеннале, еще есть время исправить положение.


Текст был написан для RussianArtFocus

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+