18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Я не согласен, следовательно, я пишу»

В венецианском университете Ка’Фоскари до 28 сентября можно увидеть 120 работ Михаила Рогинского, созданных после его эмиграции в Париж в 1978 году. Вот что пишут о выставке «По ту сторону «Красной двери», организованной при поддержке Фонда Михаила Рогинского, иностранные коллеги.

Больше всего в Михаиле Рогинском (1931–2004) поражает, что ему было абсолютно наплевать на так называемую изящную живопись. Он выражал это не только своим творчеством, но и напрямую заявлял: «Для меня сама по себе картина — это ерунда. Основной смысл моего произведения всегда лежал «за» картиной. Мне всегда было страшно интересно преодоление артистизма, отказ от него».

Говоря иначе, в его понимании живопись — это не «искусство», если рассматривать его как «имитацию», «иллюзию», «прием», а экзистенциальный опыт. Неслучайно одним из образцов для Рогинского служил Гойя, духовное наследие которого максимально сконцентрировано в грубости его Мрачных картин. Не стоит забывать и о том, что именно было принято считать искусством в эпоху расцвета социалистического реализма, когда рос Рогинский. Вот почему отрицание им живописи как искусства и нарочитую грубость его собственного стиля следует рассматривать в свете желания быть именно художником-реалистом, но не придерживаться при этом официального канона. По сходным причинам Георг Базелиц, который рос в Германской Демократической Республике, начал писать реалистические портреты вниз головой.

Выставка в Ка’Фоскари, один из параллельных проектов Венецианской архитектурной биеннале, выводит зрителя «по ту сторону» живописи — и в то же время «По ту сторону «Красной двери» (так называется сама выставка): именно в связи с картиной 1965 года «Красная дверь» получило широкое распространение неверное толкование его творчества. Ярлык «основатель советского поп-арта», который Рогинский никогда не принимал, повесил на него критик Александр Глезер, организатор прошедшей в 1964 году в Москве скандальной выставки диссидентского искусства. «Красная дверь» — это настоящая дверь, хотя и несколько уменьшенного размера (всего 1,6 м в высоту). На реди-мейд Марселя Дюшана, который какие-то незадачливые рабочие на последней Венецианской биеннале покрыли свежим слоем краски, она похожа куда меньше, чем некоторые работы Роберта Раушенберга или Джима Дайна неодадаистского периода. В действительности «Красная дверь» была одной из многочисленных попыток Рогинского выйти за пределы иллюзионизма живописи, преодолеть физическую ограниченность холста и его плоскостность.

После эмиграции

Выставка, на которой представлено 120 работ Рогинского, посвящена произведениям, созданным после его эмиграции в Париж в 1978 году. На ней перед нами предстает художник, не имевший ничего общего ни с неодадаистским восприятием искусства как объекта, ни с искусственностью поп-арта. Грубость мазков и поверхностей у Рогинского совершенно не похожи на гиперреализм, к примеру, Джеймса Розенквиста, а интенции, с которыми русский художник изображал повседневные предметы (ряды пластиковых бутылок; кувшины и чайники, парящие в живописном пространстве), на множество световых лет отдаляют их от тех, что становились предметом живописи Джаспера Джонса или скульптуры Класа Ольденбурга. Если американские художники и интересовали его, то это были мастера на поколение старше. К примеру, его привлекал напряженный реализм Бена Шана и тревожная обстановка, в которой изображены герои Эдварда Хоппера. По словам Ришара Ледье, автора одного из материалов в каталоге выставки, Рогинский познакомился с работами обоих этих художников на выставке 1959 года в Сокольниках.

Сходным образом с работами Дайна его серию Ткани 1991–1992 годов, изображающую предметы одежды, объединяет исключительно тема. От предполагаемых американских образцов произведения Рогинского отличает неизбывная меланхолия, которая прекрасно вписывается в стереотипные представления о русском искусстве и сегодня прослеживается в инсталляциях Ильи и Эмилии Кабаковых. Интерьеры Рогинского, в которых обнаруживается его образование художника-декоратора: кухонные плиты, написанные в нарочито примитивистской манере, без реалистического объема и перспективы, предметы одежды и многочисленные фигуры людей, — принадлежат к тому болезненному экзистенциализму, соединенному с интимностью повседневной жизни, в котором он находит что-то вроде последнего убежища. Об этом одиночестве художника, об ощущении нахождения одновременно в изоляции и в осаде написала куратор Documenta 2012 Каролин Христов-Бакарджиев, ссылаясь, среди прочих, на Джорджо Моранди.

Свою изоляцию Рогинский упорно продолжал поддерживать и в Париже, отгораживаясь от влияния «нового реализма», хотя в 1980-х он и начал помещать в свои картины фрагменты трехмерных коллажей. Художник прошел через годы, когда под влиянием концептуализма живопись оказалась в изгнании, а затем вступил в эпоху, когда она вновь вошла в моду на волне неоэкспрессионизма и трансавангарда.

И как он не отказался от кисти и холста в 1970-е, так в 1980-е не встал он под знамена постмодернизма. Как бы ни был велик соблазн считать его одним из представителей так называемой плохой живописи, расцвет которой пришелся на 1990-е годы в Великобритании (помните Мартина Малони?), в работах Рогинского, несомненно, нет ни следа их иконоборческого цинизма. Даже фразы, слоганы, реплики и ругательства («все говно, кроме мочи»), наводнившие его живопись в середине 1980-х, подобны скорее обезумевшим стихотворным строкам, диким словам, превращающим поверхность краски в манифест, посвящение, анархистское граффити или эпитафию. К тому же, в отличие от трансавангарда, его творчество свободно от ностальгических аллюзий. В отличие же от «плохой живописи», Рогинский совершенно очевидно отождествляет себя со своими героями, зачастую изображаемыми в ожидании автобуса на остановке или поезда на станции метро (как в работах после 1993 года, когда у Рогинского снова появилась возможность приезжать в Москву). Люди у него ждут, стоят на пороге, как в двух работах 1989-го. Быть может, порог (и дверь, будь она красной или любой другой) становится метафорой образа художника на ничьей земле.

Рогинский не был живописцем-аутсайдером (он был профессионалом с серьезным образованием), но не был он и ортодоксальным участником ритуалов и носителем стратегий современного искусства и его рынка. Он был художником, который писал для того, чтобы, как сам он говорил, «защищать определенные ценности и с их помощью бороться с нашей пластифицированной культурой». Поэтому он был диссидентом, который противостоял не только политическому режиму, но и всякой лживости, выдающей себя за искусство.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+