18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Богатое захоронение близ Магдебурга преподнесло историкам сюрприз

№77
Материал из газеты

Реставраторы нашли самый древний из известных образцов живописи на доске в Германии

Реставраторы Музея первобытной истории в немецком городе Галле установили, что фрагменту расписного деревянного щита, обнаруженному при раскопках богатого захоронения неподалеку от Магдебурга, около 1700 лет. А это значит, что он является самым древним из известных образцов живописи на доске в Германии.

Древнеримский историк Тацит в труде «Германия» писал, что германские воины в целом не придавали значения внешнему виду вооружения, делая исключение лишь для щитов, которые они, по его словам, «расцвечивают изысканнейшими красками». Именно из традиции украшения щитов в Германии впоследствии развилась живопись на деревянной доске. Эта связь до сих прослеживается на языковом уровне: немецкий глагол schildern — «изображать», «описывать» и даже «рисовать» — происходит от существительного Schild, то есть «щит».

Кристиан-Генрих Вундерлих, возглавляющий реставрационную мастерскую в Музее первобытной истории, объясняет, что, хотя из-за гниения дерева рисунок на щите не сохранился, на некоторых участках все-таки остались следы краски. Их удалось идентифицировать как египетский синий, широко использовавшийся на территории Римской империи, и киноварь, в то время доступная лишь в отдельных районах Средиземноморья. «Такие пигменты стоили недешево и, по всей видимости, были привезены из Рима», — говорит Вундерлих.

Щит, диаметр которого составлял около 1,3 м, был расписан с обеих сторон. Фрагмент обнаружили в Гоммерне под Магдебургом в могиле состоятельного вождя. Известно, что он умер в возрасте около 30 лет, однако его личность не установлена.

Это важнейшая могила периода поздней Римской империи на территории Центральной Германии. Помимо фрагмента щита, археологи обнаружили в ней шейное кольцо и брошь из золота, серебряные пояса, шпоры, монеты, наконечники стрел и кубки, а также бронзовый сосуд и табурет из того же материала.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+