18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Видит око, да ум неймет

№77
Материал из газеты

Труд «Фотография и внелогическая форма» петербургского искусствоведа Екатерины Васильевой критикует «разум и логику» фотографии, но во многом игнорирует современное состояние этого медиа

Автор труда под названием «Фотография и внелогическая форма», доцент Санкт-Петербургского университета Екатерина Васильева задается понятной на первый взгляд целью — показать, что фотография, «техногенная… ориентированная на позитивистский взгляд», на деле иррациональна и алогична и, будучи порождением и предпосылкой современности, апеллирует к досовременным формам мышления.

Главы книги основаны на статьях, публиковавшихся автором в разное время в периодике. Их объединяют исследовательский посыл и методологическая база, на основании которых Васильева развивает и доказывает выдвигаемые ею тезисы. Логическое мышление системно и упорядоченно, опирается на категориальный аппарат, классификации и таксономии. Фотография же выхватывает фрагменты реальности, указывая на них, но не претендуя на понятийные обобщения. Ей чужда иерархия идей, все предметы в ней уравнены — фотографировать можно и Кельнский собор, и уличные отбросы.
Фотоснимки, согласно автору книги, не формируют систему ценностей и не содержат этической оценки явлений. Их можно описать словами, но они нарушают привычный ход языка. Ни один вербальный комментарий не способен ухватить смысл кадра целиком и часто искажает его, оставляя место «неназванному» и, подытоживает Васильева, «пространству сакрального».

Для обоснования своих тезисов она привлекает широкий теоретический аппарат. По преимуществу из структурной лингвистики и антропологии, а также работ постструктуралистов в лице Ролана Барта, Жиля Делеза и Жана Бодрийяра. Масштабные экскурсы в историю идей порой растягиваются в книге на целые подглавки, вытесняя собственно фотографию (исключение составляет глава о Сьюзен Сонтаг — это больше исторический, чем теоретический текст). В этом смысле книга рассчитана на подготовленного читателя, знакомого с работами Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса и Жака Деррида, — или просто готового вникать в тонкости их концепций, для которых Васильева оказывается хорошим популяризатором.

Впрочем, именно это обстоятельство вызывает больше всего вопросов к книге, чья методология ограничивается текстами полувековой давности, посвященными — за редким исключением в лице Стивена Шора и Дианы Арбус — фотографии XIX и начала XX века. Хронологических рамок в своем исследовании Васильева не ставит, претендуя на охват «фотографического» целиком, но весьма произвольно ограничивается описанием лишь отдельных пластов фотографии, игнорируя не только сегодняшние ее практики, но и состояние поля фотографии, связанного с развитием интернета, фостеровским «архивным импульсом» и прочими современными явлениями.

Наконец, непонятна постановка заглавного вопроса книги. Откуда необходимость опровергать логические основы светописи? С какими концепциями полемизирует автор, разоблачая примат разума и системности в фотографии в пользу других ее определений? И это при том, что любимые Васильевой мыслители во многом и прославились критикой истинности рационализма, а их работы давно стали ключевыми для теории искусства. В этом смысле построения Васильевой нередко кажутся принадлежностью ею самой выгороженной области фотографии и фотографического. Применительно к которой они оказываются разумными и логичными.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+