18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку

«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске

Ретроспектива Василия Поленова, открывшаяся на Крымском Валу во вторник, представила произведения его самого, а также работы художников его круга, в частности полотно, охарактеризованное на этикетке как «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина (1890-е, частное собрание, Москва). Именно оно, возможно, является работой, пропавшей из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий. 

В каталоге грозненского музея аналогичная работа фигурирует как «А.Я.Головин. Араб. Этюд. Х., м. 56 х 46» (инв. № Ж-95). Также, согласно Реестру пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Министерства культуры РФ, эта картина публиковалась под названием «Портрет индуса» (дата регистрации в реестре — 09.07.2000, регистрационный номер 4350).

По словам известного коллекционера Сергея Подстаницкого, который опознал экспонат и опубликовал по этому поводу обращение в Facebook, он уже один раз видел эту работу в стенах Третьяковской галереи. В 2014 году «Портрет Татевосяна» из частной коллекции был представлен на выставке Александра Головина. Тогда Подстаницкий, по его собственным словам, «посоветовал музейным коллегам довести до сведения владельца истинное происхождение вещи, поскольку она была украдена из Грозненского музея во время боевых действий». «Картину с выставки тут же убрали... но, похоже, ГТГ решила повторно наступить на те же грабли. И сегодня эта картина красуется уже на выставке Поленова!» — пишет коллекционер. 

Более того, в книжной лавке Третьяковской галереи продается каталог «Вернем Грозному музей», где опубликована эта же картина. В беседе с The Art Newspaper Russia Сергей Подстаницкий подтвердил свое заявление. 

На запрос нашего издания из Национального музея Чеченской Республики (являющегося правопреемником Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова) ответили, что им известно об этом факте. Однако пока каких-либо комментариев музей давать не будет, хотя проблема и имеющиеся данные переданы на обсуждение в научный совет.

Пресс-служба Третьяковской галереи на запрос нашей газеты сообщила, что информация явилась для музея сюрпризом и сейчас сотрудники занимаются изучением этого вопроса. «Мы не приняли бы данное полотно на выставку, если бы его документы не были на 100% чистыми. В настоящий момент снимать портрет с выставки Поленова мы не собираемся. Данная картина действительно была на выставке Головина в 2014 году. Однако на выставке произведений из чеченского музея, которая проходила в ГТГ до чеченской войны, ее, как мы проверили, не было, то есть в другой имущественной ипостаси этот портрет у нас не находился. Пока мы занимаемся составлением подробной справки о картине и сведением всей имеющейся у нас информации», — рассказала Анна Котляр. 

Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова был разграблен во время боевых действий 1994–1996 годов. К этому моменту его коллекция составляла около 4 тыс. предметов, из них почти 1 тыс. картин. Во время первой чеченской войны здание музея было превращено в огневую точку, из окон велся обстрел улиц. Позже оно пострадало от авиационного налета, однако к этому моменту многих произведений искусства внутри уже не было: первыми исчезли коллекции драгметаллов и исторического холодного оружия, картины выносили или, как было видно по оставшимся в музее рамам, вырезали из них ножами. Сотрудники МЧС извлекли из-под завалов здания около 500 картин. Самые пострадавшие были переданы на реставрацию в Москву во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. По сведениям «Российской газеты», другие были возвращены чеченской стороне — в их числе были работы Петра Захарова, Архипа Куинджи, Франца Рубо. Эта группа произведений пострадала или была утрачена уже во время второй чеченской войны 1999–2000 годов. Позже некоторые из картин были обнаружены на черном рынке и даже в каталогах западных аукционов. На выставке «Сокровища России», прошедшей в московском Манеже в 2018 году, были представлены несколько полотен, вернувшихся в коллекцию грозненского музея. Среди них — «Портрет графа Н.А.Зубова» кисти Степана Щукина (?) и «Натюрморт с медовыми сотами в вазе» Фомы Торопова. Портреты графа Николая Зубова и его жены графини Натальи Зубовой кисти Александра Молинари были сняты с русских торгов Sotheby’s в 2001 году. Картины выставил на аукцион гражданин Франции, добросовестный приобретатель. Позже портреты вернули России. Полотно Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» до сих пор находится на реставрации в Центре им. Грабаря.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+