18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Падение на рынке искусства и способы его исправить

На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна

Компания Deloitte занимается анализом спроса на искусство и его инвестиционной привлекательности и ежегодно в сотрудничестве с Art Tactic выпускает Art & Finance Report. Свежий отчет был представлен на конференции в Монако, медиапартнером которой стала международная сеть The Art Newspaper.

Трудно назвать выводы, сделанные в отчете, однозначно оптимистичными или пессимистичными. По традиции они базируются на особенностях потребления искусства богатыми и сверхбогатыми людьми (в частности, HNWI — персонами, чьи финансовые активы превышают $1 млн). За десять лет, с 2008 по 2018 год, капитал, сосредоточенный в руках этих людей, вырос вдвое (с $32,8 трлн до $68,1 трлн). Оборот на арт-рынке за тот же период увеличился всего лишь на 9%. О чем это говорит? Что богатые не хотят покупать искусство — или что основные коллекции современности уже сложились и расставаться со своими шедеврами никто не намерен? Кстати, к 2018 году в руках сверхбогатых было искусства на $1,742 трлн. И притом менее 20% коллекционеров говорили о том, что сосредоточены на инвестиционных качествах искусства, которым владеют.

Похоже, что годовой оборот искусства в 2019 году (как минимум оборот аукционов, данные которых используются в отчете) будет меньше, чем в 2018-м: упали продажи модернистов и импрессионистов, китайского и другого азиатского искусства. Зато послевоенное и современное искусство по-прежнему прекрасно продается, и общее настроение опрошенные составителями отчета коллекционеры и профессионалы рынка описали как «позитивное». Почти на 10% по сравнению с прошлым годом выросли продажи искусства онлайн.

Одним из самых острых вопросов из обсуждаемых на конференции Deloitte была проблема прозрачности на арт-рынке и необходимость регулирования на нем. Применение к торговле искусством Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег (принятой летом нынешнего года) вызывает неоднозначную реакцию профессионалов, поскольку необходимость проверять личность клиента и источник происхождения его средств создает дополнительные бюрократические сложности для многих арт-дилеров и галерей. Зато в вопросе о регулировании рынка и коллекционеры, и профессионалы, работающие с искусством, едины: вмешательство государства здесь не требуется.

Такое же единство вызывает и необходимость сделать прозрачной историю создания, передвижения и владения предметом искусства (провенанс). Ведь именно сомнения в подлинности — главное, что удерживает многих от покупок. И основное средство — это современные технологии, в частности блокчейн. В Deloitte уже разработали прототип суперплатформы, которая может объединить всех членов художественной «экосистемы» — инвесторов, продавцов, художников, органы сертификации — в одну сеть и обеспечить прозрачность инвестиций.

Но и это не все, на что способны новые технологии. Инна Баженова, коллекционер, издатель The Art Newspaper, в своем докладе рассказала о новой платформе The Art Exchange, инициатором создания которой она стала. Платформа позволит владельцам эффективно секьюритизировать (обеспечить финансирование путем выпуска ценных бумаг) свои произведения искусства с использованием технологии токенов, заменителей ценных бумаг в цифровом мире. Таким образом, права собственности могут быть оцифрованы и становятся доступными для продажи и покупки более широкой группе потенциальных покупателей, от профессионалов рынка до абсолютных новичков.

«Каждое отдельное произведение искусства будет в цифровой форме разделено на части — токены, — рассказала Инна Баженова. — Индивидуальные инвесторы смогут покупать доли в дорогостоящих произведениях искусства всего за $100 и

извлекать прибыль из повышения их рыночной стоимости. Сами же работы при этом могут не покидать хранилищ или выставочных залов в Лондоне и Швейцарии». Уникальной особенностью платформы The Art Exchange будет введение ряда производных финансовых продуктов, связанных с произведениями искусства. Это сделает рынок более прозрачным, эффективным и доступным и поможет еще больше сократить разрыв между миром искусства и миром финансов.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+