18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Глубины Кремля откроются его посетителям в 2020 году

№77
Материал из газеты

Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал о новом археологическом музее на заповедной территории

Главгосэкспертиза РФ одобрила проект археологического музея на территории Кремля. Его должны создать в 2020–2021 годах там, где сейчас находится парк, разбитый на месте снесенного в 2016 году 14-го административного корпуса. Который был построен в начале 1930-х годов на месте, где прежде стояли снесенные в 1929–1934 годах Чудов и Вознесенский монастыри и Малый Николаевский дворец. Новый музей позволит буквально погрузиться в историю этого места еще глубже — до железного века.

Профессор, доктор искусствоведения Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Кремля, участник разрабатывающего проект коллектива, присутствовал на многочисленных заседаниях, где определялась судьба кремлевской территории между Спасскими воротами и Сенатским дворцом. Он не был сторонником сноса 14-го корпуса, считал, что так будет нанесен урон державному образу центра государственной власти. Но уверен, что создание музея, законсервировавшего археологический раскоп, — наилучшее, оптимальное решение для этого места. 

После того как административный корпус был снесен, возможность воссоздания взорванных на его месте построек обсуждалась на самом высоком уровне. В результате возникло решение, сторонником которого был и Баталов. «Материалов, которые помогли бы адекватно восстановить все постройки монастырей, просто не существует, — рассказал он нашей газете. — Обмеры собора Чудова монастыря погибли вместе с ним, в момент взрыва, даты которого не были известны. Обмеры фасадов и план собора Вознесенского монастыря есть, но интерьер был обмерен фрагментарно. Вообще, монастыри — сложные комплексы, и точных обмеров их построек или чертежей не существует. Так что при воссоздании всего ансамбля мы бы получили огромный новодел на территории подлинного памятника мирового значения. И эти приблизительно исполненные подобия исторических зданий вступили бы в визуальный конфликт со всем Кремлем. Так что было принято разумное решение — провести на месте 14-го корпуса подробное археологическое исследование, что и было сделано Институтом археологии. Таким образом, был исследован малоизученный участок Кремля». 

Баталов подчеркивает, что археологические раскопки в Кремле до 1990-х годов никогда не носили систематического характера. Кремль, напоминает он, — это «Москва, не замок великого князя, а город, о котором говорят летописи, там вершилась история русского государства». В результате работ археологов были раскрыты фрагменты фундаментов построек Чудова монастыря и его некрополь, а также следы городской застройки, на месте которой возник монастырь. На этой же территории найдены следы железного века, дьяковской культуры, одного из первых поселений на Боровицком холме. Нашлись остатки построек, предшествующих пожару 1238 года, то есть разгрома Москвы Батыем. «Мы видим, что в этой части Кремля была достаточно плотная застройка, некрополь Чудова монастыря перекрывает слой города, то есть монастырь возник не на пустом месте. Для истории Москвы это очень важно», — объясняет Баталов.

Новый музей на территории археологических изысканий, в сущности, и есть законсервированный раскоп. Музеефикация его была сложной задачей, для ее решения привлекли специалистов разного профиля: инженеров-реставраторов, экспертов по грунтам и основаниям, технологов. У проекта музея нет одного автора, он плод коллективный, над которым работали такие известные и уважаемые в профессии люди, как археологи академик Николай Макаров, Ася и Николай Коваль, музейные художники Александр Конов и Олег Ковалевский, архитектор-реставратор Евгений Кокорев, директор Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев, его сотрудники — реставраторы по белому камню и сам Баталов. «Мы все эти годы еженедельно собирались и обсуждали принимаемые решения, привлекая специалистов в разных областях. Это очень сложный музей и в одном аспекте новаторский: впервые в Москве на такой огромной площади сохранили подлинный раскоп».

В ответ на опасение, что обещанные проектом входная зона и мультимедийные инсталляции превратят раскоп в аттракцион, как это случилось в Зарядье, Баталов заверяет, что они не будут превалировать над подлинными экспонатами, а только будут выполнять вспомогательные функции. «Мы все: и руководство, и исполнители — договорились, что этот музей не будет театром. Идея музея в том, что сама территория является экспонатом за горизонтальной витриной, по которой идут зрители. И весь наш большой коллектив добивался максимальной незаметности входа в музей. Он будет адаптирован к сложившемуся историческому ансамблю и не помешает его восприятию. Но зритель должен понимать, что он видит, компьютерная реконструкция ему в этом поможет. Вот вы смотрите на селадоновую чашу из Китая, поскольку Китай того времени — это территория Золотой Орды, с которой Москва торговала. Но это осколок, и мы показываем реконструкцию этой чаши, неназойливо демонстрируя связь фрагмента и целого. Кстати, все найденные предметы были отреставрированы в Центре имени Грабаря». 

Посещение музея будет возможно только небольшими группами и с экскурсоводом. Реализацией проекта занимается Управление делами президента РФ. После завершения работ археологический музей войдет в состав объединения «Музеи Московского Кремля». 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+