Искусство, технологии, BMW Open Work

На ярмарке Frieze представили работу французского скульптора Камиля Блатрикса в рамках проекта BMW Open Work

Томас Гирст (BMW), куратор Аттилия Фаттори Франкини, скульптор Камиль Блатрикс
Томас Гирст (BMW), куратор Аттилия Фаттори Франкини, скульптор Камиль Блатрикс

На ярмарке современного искусства Frieze в Лондоне немецкий автомобильный концерн BMW в третий раз представил свой проект BMW Open Work, в котором соединяются искусство, технологии, ноу-хау и дизайн.

История культурных инициатив BMW насчитывает уже почти 50 лет. В начале 1970-х знаменитый художник-концептуалист Герхард Рихтер создал грандиозный триптих по заказу штаб-квартиры BMW Group в Мюнхене. С тех пор автоконцерн так «заболел» миром прекрасного, что поддержал уже более 100 проектов в области современного искусства, архитектуры, дизайна, классической и джазовой музыки. В длинном списке громких имен, с которыми BMW успел посотрудничать, можно найти Джона Балдессари, Джеффа Кунса, Заху Хадид и даже Энди Уорхола. Также BMW реализует проекты совместно с крупными музеями, оперными театрами, ярмарками искусства и оркестровыми труппами. 

Сustom-версия модели BMW M850i Cabrio цвета Verde Ermes в центре инсталляции Камиля Блатрикса
Сustom-версия модели BMW M850i Cabrio цвета Verde Ermes в центре инсталляции Камиля Блатрикса

История партнерства с Frieze началась 15 лет назад, в 2004 году. Совместный проект BMW Open Work появился три года назад и обязан своим названием эссе Умберто Эко 1962 года Opera Aperta («Открытое произведение»), в котором автор излагает идею о том, что произведения искусства отчасти созданы обществом или возникают благодаря случаю, а потому открыты для огромного числа интерпретаций. Для BMW Open Work концерн ежегодно приглашает одного художника, в коллаборации с которым создаются работы и выставляются на стенде марки на Frieze. 

Работа французского скульптора Камиля Блатрикса в рамках проекта BMW Open Work
Работа французского скульптора Камиля Блатрикса в рамках проекта BMW Open Work

В этом году выбор пал на парижского скульптора Камиля Блатрикса; куратором проекта, как и в предыдущие разы, выступила Аттилия Фаттори Франчини, сотрудничающая со множеством культурных институций по всей Европе. Для проекта Блатрикс вместе с командой BMW Individual (подразделение, специализирующееся на персонализации автомобилей) создал серию работ «Сирены», состоящую из четырех скульптур. Как объясняет сам скульптор, его абстрактные произведения исследуют эмоциональную составляющую человеческого выбора: что чувствует человек, когда старается подстроить под себя такой утилитарный объект, как автомобиль? Комментируя проект американскому Forbes, Блатрикс пояснил: «Меня интересует то, как мы используем объекты массового производства, чтобы персонализировать их: какое имя мы просим написать на стакане в кофейне или как мы настраиваем свой смартфон. То же самое с автомобилями. Мне нравится мысль о том, что, если вы покрасите машину в особый цвет, она станет только вашей. В то же время это всего лишь краска — сам автомобиль останется прежним».

Работа французского скульптора Камиля Блатрикса в рамках проекта BMW Open Work
Работа французского скульптора Камиля Блатрикса в рамках проекта BMW Open Work

Каждая из четырех довольно странных машиноподобных футуристичных «Сирен» сочетает в себе два вида деталей: одни изготовлены промышленным способом, другие — результат ручной работы с использованием различных традиционных техник. Центральную скульптуру серии разместили прямо напротив custom-версии модели BMW M850i Cabrio цвета Verde Ermes. Блатрикс стал первым участником проекта BMW Open Work, который попросил куратора поместить автомобиль в центр арт-инсталляции. Таким образом он хотел бросить вызов самому себе, противопоставив свои работы почти совершенному BMW M850i. С этим же связано и название серии: сладкоголосые существа из «Одиссеи» Гомера, которыми вдохновлялся француз, одинаково привлекательны и опасны для тех, кто попадает в их поле зрения. «Сирены» Блатрикса тоже будто со всех сторон окружают новую модель BMW, воспроизводя повторяющуюся фразу “Come to my harms and let your worries die” (англ. «Приди ко мне во вред, и пусть твои тревоги умрут»), в которой обыгрываются значения слов harms («вред») и arms («руки»). Загадочный саундтрек «Сирен» призван усилить соблазнительную и интригующую привлекательность инсталляции.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+