18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Арт Москва» под угрозой

Организаторы ярмарки сомневаются в ее целесообразности.

До сих пор о судьбе 18-й ярмарки «Арт Москва», назначенной на 17–21 сентября, нельзя сообщить ничего определенного. «Арт Москва» должна быть. Но вот будет ли она, мы пока сказать не можем», — такую уклончивую формулировку для описания ситуации вокруг старейшей московской ярмарки современного искусства нашел Василий Бычков, генеральный директор компании «Экспо-парк Выставочные проекты», организатора «Арт Москвы». По его словам, причин для неопределенности несколько; и если жалоба на общее состояние рынка современного искусства в России в устах гендиректора «Экспо-парка» есть дело обычное (за все время лишь в 2007 и 2008 годах ярмарка приносила организаторам прибыль), то сейчас к чисто коммерческим факторам прибавились внешне- и даже внутриполитические. Санкции, налагаемые Западом, как опасаются в «Экспо-парке», могут ударить и по московской ярмарке, где половина участников — из-за рубежа. «У нас полсотни заявок на участие: из Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Италии, Мексики, Польши, Румынии, США и Канады», — перечисляет Бычков; галереи оттуда могут отказаться от участия в любой момент, что в значительной степени обессмыслит всю затею. Опасения не напрасны: так, среди участников ярмарки Сhristmas Time (9–12 сентября) трое иностранных, кто, полностью оплатив свое участие, сейчас требует деньги обратно — именно по политическим мотивам. Первые случаи подобного бойкота были отмечены в конце мая на «Арх Москве»; кроме «Арт Москвы» и Christmas Time, из мероприятий «Экспо-парка» сильнее прочих может пострадать ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction, где одной из тем в этом году должна была стать Германия.

Другая неприятность, теперь уже внутриполитического свойства, способная повлиять на будущее «Арт Москвы», ярко обозначилась в июне на Международной книжной ярмарке, когда из программы были исключены два спектакля: один за щедрое использование нецензурной лексики, другой из-за возможных претензий к скрытой гейпропаганде среди несовершеннолетних. Организаторы тогда сами поспешили убрать сомнительные мероприятия из программы, хоть и очевидно было, что без указаний негласной, но влиятельной «внешней экспертизы» тут не обошлось, и деятельность такого рода экспертов, похоже, на ярмарках «Экспо-парка» становится нормой. «Могу сказать, что на прошлой «Арт Москве» производилась келейная экспертиза выставляемого на стендах материала — не скажу, кем именно, но приходили люди», — говорит Бычков. По косвенным данным, речь о Синодальном отделе РПЦ МП по взаимоотношениям Церкви и общества. Взятые по отдельности, эти факторы (ну, разве что кроме бойкота), может, и стоило бы счесть ничтожными, но сумма их оказывается весьма внушительной.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+