18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее заново открывают живопись Ивана Бельского

№76
Материал из газеты

Реставраторы музея завершают сложную работу над полотнами знаменитого живописца XVIII века. Попутно ему атрибутировали еще восемь произведений, прежде считавшихся анонимными

Вэтом году исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося художника Ивана Бельского. В конце 2019 года Государственный Русский музей планирует открыть в честь юбилея выставку «Художники Бельские». Сейчас реставраторы работают над тем, чтобы вернуть зрителям авторскую живопись, многие годы скрытую под слоями старого лака и поздних записей.

Впервые за всю историю будут представлены работы не только Ивана Бельского, но и членов его семьи — двух братьев и сына. В выставке участвует почти 40 произведений, в том числе из других музеев. По словам Григория Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, специалисты решили не ограничиваться косметическими действиями, а провести полноценную комплексную реставрацию.

Иван Иванович Бельский — один из крупнейших мастеров живописной команды Канцелярии от строений; он оформлял интерьеры Третьего Летнего, Зимнего и Большого Петергофского дворцов, а также ряда церквей. Многие его картины хранятся в ГРМ, и сейчас здесь идет работа по определению авторства еще восьми произведений, считавшихся ранее полотнами неизвестных художников. Они теперь также атрибутируются Бельскому. Среди них — «Взятие Богоматери на небо». В музее есть две композиции с таким названием. Одна, большая (249 х 177 см), — эталон Бельского, вторая, меньшая (87,5 х 52 см), вызывала вопросы, пока специалисты не подтвердили авторство мастера.

Восстановительные работы были поручены Наталии Романовой, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации масляной живописи. По ее словам, картины находились в очень сложном состоянии: они поступили в музей из нескольких петербургских церквей, где их многократно поновляли, дублировали, покрывали лаком. «В процессе реставрации разносторонне изучаются технологические особенности живописи, удаляются поздние наслоения и открывается во всей красоте авторская живопись, — говорит Наталия Романова. — Проявился авторский колорит, можно изучить пигменты». 

Специалисты обнаружили на малом «Взятии Богоматери на небо» серьезные повреждения холста — и авторского, и дублировочного. По всей видимости, когда-то давно в церкви полотно было повреждено, и, чтобы это скрыть, дублировочный холст отделили от авторского, перевернули и вновь прикрепили к нему обратной стороной. Прорыв авторского холста замаскировали записями, в результате исчезло несколько персонажей, чьи контуры и даже отдельные фрагменты изображений сейчас, после удаления старого лака, стали видны. 

Эталонное большое «Взятие Богоматери на небо» тоже потребовало серьезной реставрации. Посреди полотна есть дыра от пламени свечи, долгое время ее закрывала заплата, сделанная еще в XIX веке. После расчистки на обеих работах небеса засияли голубизной, одежда персонажей стала разноцветной. «Главный принцип нашей работы — послойность и постоянный контроль при помощи ультрафиолетовой люминесценции, — комментирует Наталия Романова. — Что касается утраченных персонажей на одном из полотен, то после расчистки от лака и закрепления авторского слоя вопрос, надо ли их восстанавливать, будет решать реставрационный совет музея». К открытию выставки в конце года завершится реставрация всех полотен Ивана Бельского.  

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+