18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей архитектуры ищет отличия между итальянским и русским конструктивизмом

№76
Материал из газеты

Специальная выставка посвящена сравнению двух зданий и двух эпох в архитектуре сталинского Советского Союза и муссолиниевской Италии

Московский Клуб имени Зуева, построенный в 1927–1929 годах, и появившийся на год раньше жилой дом «Новокомум» в итальянском городе Комо — два знаменитых проекта, знаковых для истории архитектуры ХХ века. В них есть формальное сходство, самое очевидное  — остекленные цилиндрические объемы в угловой части зданий. Но если Илья Голосов (1883–1945) спроектировал цилиндр как образную доминанту, самый эффектный элемент сложносоставного сооружения, то у Джузеппе Терраньи (1904–1943) цилиндр не выходит за плоскую крышу пятиэтажного дома, так что пафоса в нем куда меньше. 

Выставка в Музее архитектуры не только сравнивает две постройки, появившиеся почти одновременно, показывая и проектные, и архивные материалы, но и рассказывает о путях утверждения модернизма при Сталине в Советском Союзе и Муссолини в Италии. 

Тема эта до сих пор мало изучена, так что выставке, которая сначала, в июне этого года, проходила в Комо, предшествовала научная конференция итальянских и российских исследователей архитектуры. На московской выставке параллельно показывают еще фильм с выступлениями участников конференции, так что есть возможность понять в деталях, насколько близки были поиски архитекторов в двух странах при двух тоталитарных режимах и в чем были различны их отношения с властью. 

Джузеппе Терраньи — самый известный из итальянских архитекторов-рационалистов, член «Группы 7». Участники группы ратовали за новаторство, неразрывное с национальной традицией. За свою недолгую жизнь Терраньи построил в Комо несколько зданий, в истории архитектуры остались два — «Новокомум» и Каза дель Фашио. Рационализм стал господствующим стилем при Муссолини.

Илья Голосов спроектировал Клуб им. Зуева, напротив, в лучшую пору своей долгой карьеры, на протяжении которой он увлекался разными стилями, но в историю вошел конструктивистскими постройками. Когда же новаторы были побеждены традиционалистами и архитектура при Сталине повернулась к прошлому, Голосов стал неоакадемистом. 

Терраньи после постройки «Новокомума» подвергся резкой критике именно за схожесть своего дома с советским клубом. Итальянский архитектор мечтал побывать в СССР, но оказался там лишь в 1941 году, воевал под Сталинградом.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо — Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде
5 сентября – 3 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+