Лондонская Национальная галерея хочет купить шедевр Джентилески

Если сделка состоится, картина Орацио Джентилески «Нахождение Моисея» стоимостью несколько десятков миллионов фунтов станет самым дорогим приобретением какого-либо из британских музеев за последнее десятилетие

«Нахождение Моисея» Орацио Джентилески находится во временном пользовании лондонской Национальной галереи с 2002 г. Фото: Alex Segre; Shutterstock
«Нахождение Моисея» Орацио Джентилески находится во временном пользовании лондонской Национальной галереи с 2002 г.
Фото: Alex Segre; Shutterstock

Лондонская Национальная галерея, вероятно, купит поздний шедевр Орацио Джентилески «Нахождение Моисея», который сейчас экспонируется в музее. Картину предоставил музею во временное пользование анонимный частный коллекционер. По всей видимости, это Грэм Киркхэм, основатель компании DFS, специализирующейся на продаже диванов и другой мягкой мебели.

74-летний миллиардер сейчас распродает часть своей коллекции. На торгах Sotheby’s 3 июля он анонимно продал пять произведений старых мастеров — Гейнсборо, Лиотара, Лисса, Риберы и Ютеваля — на общую сумму £26 млн. Sunday Times в последнем списке самых богатых людей Великобритании оценивает его состояние в £1,15 млрд.

Киркхэм купил «Нахождение Моисея» (начало 1630-х) Джентилески в 1995 году на торгах Sotheby’s из коллекции замка Ховард, йоркширского родового поместья семейства Ховардов. Он заплатил за картину £5 млн — по тем временам это была очень большая сумма. Известно, что незадолго до торгов Национальная галерея пыталась договориться о покупке произведения, но безуспешно.

Нынешний ценовой рекорд Джентилески был установлен три года назад на Sotheby’s, когда его картина «Даная» (меньше размером, тем не менее весьма важная) была продана за $30 млн. Это позволяет предположить, что стоимость «Нахождения Моисея», очень большой работы трехметровой ширины, на сегодняшний день может составлять несколько десятков миллионов фунтов.

У Национальной галереи есть доступ к средствам ее «Американских друзей», основным источником которых является эндаумент Дж. Пола Гетти; кроме того, она может обратиться к благотворительной организации Art Fund, помогающей государственным музеям делать приобретения. Собирать необходимую сумму самостоятельно ей было бы трудно, хотя налоговые льготы, связанные с продажей произведения государственному музею, могут снизить его стоимость.

Если сделка все-таки состоится, картина Джентилески, видимо, станет самым дорогим приобретением какого-либо из британских музеев с тех пор, как лондонская Национальная галерея и Национальные галереи Шотландии совместно купили два полотна Тициана, изображающих богиню Диану.

Картина «Нахождение Моисея» на библейский сюжет о дочери фараона, нашедшей в реке корзину с младенцем Моисеем, — позднее произведение Орацио Джентилески (1563–1639), итальянского последователя Караваджо, знакомого с ним по Риму. У полотна очень убедительный провенанс. В 1626 году Джентилески переехал в Лондон по приглашению герцога Бекингема, первого министра короля (художник приехал вместе с дочерью Артемизией — сейчас одной из самых востребованных «старых мастериц»). Карл I заказал «Нахождение Моисея» для своей жены Генриетты-Марии на рождение их сына, будущего Карла II. Королева повесила картину в Большом зале Квин-Хауса в Гринвиче.

После падения монархии картина покинула королевскую коллекцию, однако в 1660 году ее вернули Генриетте-Марии. Затем полотно вывезли во Францию, где позднее оно вошло в собрание Филиппа I, герцога Орлеанского. В 1798 году «Нахождение Моисея» было выставлено на продажу в Лондоне (как работа Веласкеса) вместе с другими произведениями из герцогской коллекции и приобретено для замка Ховард, где затем и находилось на протяжении почти 200 лет.

В 1999 году в Национальной галерее прошла выставка, посвященная «Нахождению Моисея». Ее организовал Габриеле Финальди, в то время работавший в музее куратором, а с 2015 года занимающий пост его директора. Между этиами двумя должностями он успел поработать заместителем директора в мадридском Прадо, в собрании которого находится более поздняя версия картины Джентилески, подаренная Филиппу IV. Неудивительно, что Финальди играет ключевую роль в предстоящем приобретении.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+