18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лондонская Национальная галерея хочет купить шедевр Джентилески

Если сделка состоится, картина Орацио Джентилески «Нахождение Моисея» стоимостью несколько десятков миллионов фунтов станет самым дорогим приобретением какого-либо из британских музеев за последнее десятилетие

Лондонская Национальная галерея, вероятно, купит поздний шедевр Орацио Джентилески «Нахождение Моисея», который сейчас экспонируется в музее. Картину предоставил музею во временное пользование анонимный частный коллекционер. По всей видимости, это Грэм Киркхэм, основатель компании DFS, специализирующейся на продаже диванов и другой мягкой мебели.

74-летний миллиардер сейчас распродает часть своей коллекции. На торгах Sotheby’s 3 июля он анонимно продал пять произведений старых мастеров — Гейнсборо, Лиотара, Лисса, Риберы и Ютеваля — на общую сумму £26 млн. Sunday Times в последнем списке самых богатых людей Великобритании оценивает его состояние в £1,15 млрд.

Киркхэм купил «Нахождение Моисея» (начало 1630-х) Джентилески в 1995 году на торгах Sotheby’s из коллекции замка Ховард, йоркширского родового поместья семейства Ховардов. Он заплатил за картину £5 млн — по тем временам это была очень большая сумма. Известно, что незадолго до торгов Национальная галерея пыталась договориться о покупке произведения, но безуспешно.

Нынешний ценовой рекорд Джентилески был установлен три года назад на Sotheby’s, когда его картина «Даная» (меньше размером, тем не менее весьма важная) была продана за $30 млн. Это позволяет предположить, что стоимость «Нахождения Моисея», очень большой работы трехметровой ширины, на сегодняшний день может составлять несколько десятков миллионов фунтов.

У Национальной галереи есть доступ к средствам ее «Американских друзей», основным источником которых является эндаумент Дж. Пола Гетти; кроме того, она может обратиться к благотворительной организации Art Fund, помогающей государственным музеям делать приобретения. Собирать необходимую сумму самостоятельно ей было бы трудно, хотя налоговые льготы, связанные с продажей произведения государственному музею, могут снизить его стоимость.

Если сделка все-таки состоится, картина Джентилески, видимо, станет самым дорогим приобретением какого-либо из британских музеев с тех пор, как лондонская Национальная галерея и Национальные галереи Шотландии совместно купили два полотна Тициана, изображающих богиню Диану.

Картина «Нахождение Моисея» на библейский сюжет о дочери фараона, нашедшей в реке корзину с младенцем Моисеем, — позднее произведение Орацио Джентилески (1563–1639), итальянского последователя Караваджо, знакомого с ним по Риму. У полотна очень убедительный провенанс. В 1626 году Джентилески переехал в Лондон по приглашению герцога Бекингема, первого министра короля (художник приехал вместе с дочерью Артемизией — сейчас одной из самых востребованных «старых мастериц»). Карл I заказал «Нахождение Моисея» для своей жены Генриетты-Марии на рождение их сына, будущего Карла II. Королева повесила картину в Большом зале Квин-Хауса в Гринвиче.

После падения монархии картина покинула королевскую коллекцию, однако в 1660 году ее вернули Генриетте-Марии. Затем полотно вывезли во Францию, где позднее оно вошло в собрание Филиппа I, герцога Орлеанского. В 1798 году «Нахождение Моисея» было выставлено на продажу в Лондоне (как работа Веласкеса) вместе с другими произведениями из герцогской коллекции и приобретено для замка Ховард, где затем и находилось на протяжении почти 200 лет.

В 1999 году в Национальной галерее прошла выставка, посвященная «Нахождению Моисея». Ее организовал Габриеле Финальди, в то время работавший в музее куратором, а с 2015 года занимающий пост его директора. Между этиами двумя должностями он успел поработать заместителем директора в мадридском Прадо, в собрании которого находится более поздняя версия картины Джентилески, подаренная Филиппу IV. Неудивительно, что Финальди играет ключевую роль в предстоящем приобретении.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+