Интерьеры посольств и банков в каталогах-резоне русских архитекторов

Из дательский Дом Руденцовых
Из дательский Дом Руденцовых

Нащокина М. Лев Кекушев. М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. Архитектурное наследие России.

Сергеев С. Михаил и Константин Быковские. М.: Издательский дом Руденцовых, 2014. Архитектурное наследие России.

Издательский проект Архитектурное наследие России, стартовавший в декабре 2011 года выходом альбома-монографии Федор Шехтель, написанной доктором искусствоведения Евгенией Кириченко, продолжает свою просветительскую деятельность. В серии вышли книги о выдающихся зодчих: Дмитрий Ухтомский; Сергей Соловьев и Василий Баженов. Они по структуре — каталоги-резоне. Контент — полный обзор проектов и построек, предваряющийся очерком о жизни, деятельности и методе. Помимо глубоких исследований, еще одно преимущество книг серии перед прочими подобными изданиями — это скрупулезные фотофиксации тех памятников, интерьеры которых в силу разных причин к проникновению не доступны. Речь идет о зданиях посольств и прочих закрытых институций. Можно упомянуть Дом приемов МИД, он же шехтелевская усадьба Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, или того же автора усадьбу Г. А. Каратаевой — Ивана Морозова в Леонтьевском переулке. Читателю, разумеется, будет весьма любопытно изучать фотографии исторических пространств, однако отсутствие информации о том, кто сегодня занимает эти площади, представляется упущением. Многие объекты публикуются впервые. Об истории замысла рассказывает издатель Андрей Руденцов: «В 2007 году наше издательство подготовило по заказу Департамента культурного наследия Москвы, который нас поддерживает и сейчас, трехтомный Атлас архитектуры Москвы. Мы имели возможность проникать (и получить проектные планы) в учреждения, для посещений широкой публики, как правило, недоступные, здания, подведомственные УпДК, построенные нашими выдающимися зодчими. Выбор имен архитекторов может показаться хаотичным. Согласен. Но мы исходим из рекомендаций историков архитектуры, наших уважаемых авторов, среди которых Мария Нащокина, Виктор Мурзин-Гундоров, Сергей Сергеев, Владимир Резвин, Илья Печенкин, а также степени подготовленности того или иного научного исследования. В рамках проекта планируется публикация не менее 20 томов, и это не только имена, которые более-менее на слуху, как, скажем, Федор Шехтель или Василий Баженов, монографии о ком коммерчески куда успешнее, чем о менее популярных Сергее Соловьеве и Дмитрии Ухтомском. Сейчас в работе — Константин Тон; Николай Султанов; Иван Кузнецов; Роман Клейн; Александр Каминский». Недавно серия пополнилась еще парочкой томов, на сей раз монографиями о мастере эпохи модерна Льве Кекушеве и корифеях историзма, Михаиле и Константине Быковских, отце и сыне. В творчестве Быковских отчетливы следы династической преемственности. Ученик Жилярди, воспитанный в формах послепожарного ампира, Михаил Доримедонтиевич Быковский (1801—1885) творил от воцарения Александра I до восшествия Александра III. Архитектор умел изощренно манипулировать чистыми объемами, скрывая пластику под практически ювелирной декорацией. В этом, пожалуй, состояла революционность его метода. Элементы прошлого оставались для Быковского лишь мотивом. Прославился он благодаря подмосковному строительству усадеб для аристократии: Отрады (Семеновского) для Орловых-Давыдовых, Никольского-Урюпина для Голицыных и, наконец, самого его романтического творения — Марфина для Паниных. Младший сын Быковского, Константин (1841—1906), был архитектором, но больше реставратором, педагогом, градостроителем. Ему, главному архитектору Московского университета, принадлежала идея создания университетского клинического городка на Девичьем поле близ Новодевичьего монастыря. Кроме того, он был автором комплекса московской конторы Государственного банка Российской империи на Неглинной и обсерватории Московского университета, так называемой Назаровской башни в Нововаганьковском переулке, сохранившейся до сего дня. Быковский-младший стал организатором Московского архитектурного общества. Также в портфолио этого уважаемого человека, состоявшего в Комиссии по сохранению древних памятников Императорского археологического общества, проекты реставрации Успенского собора Московского Кремля и храма в честь Флора и Лавра на Мясницкой. И наконец, на очереди в издательстве «архитектор-энциклопедист», как его называли современники, Лев Николаевич Кекушев (1862—1917), сыгравший одну из главных ролей в формировании московского варианта стиля модерн. Он сумел проявить себя так, чтобы купеческая элита: Хлудовы, Обуховы, Грачевы, Миндовские, Носовы, Мамонтовы — были им довольны и сделали в своей среде модным архитектором. Карта Москвы, а таковая в книге имеется, пестрит постройками Кекушева: гостиница «Метрополь», ресторан «Прага», Центральные китайские бани в Театральном проезде, особняк Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке, собственный особняк на Остоженке — миниатюрный замок, над щипцом фасада которого стояла ныне утраченная скульптура ревущего льва, — и многое другое.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+