Эффект Гете: как поэт повлиял на искусство

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Кураторы выставки в Бонне, где в девяти тематических разделах собрано более 300 экспонатов, вновь возвращают нас к переосмыслению наследия великого немца

Франц Скарбина. «Страдания юного Вертера». 1880 . Фото: Freies Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum, Frankfurt am Mai
Франц Скарбина. «Страдания юного Вертера». 1880 .
Фото: Freies Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum, Frankfurt am Mai

Иоганн Вольфганг фон Гете был властителем умов всего европейского интеллектуального сообщества конца XVIII — начала XIX века, заслужив высокий титул «последнего титана эпохи Возрождения». Не было такой области в искусстве и науке, где бы Гете — поэт, прозаик, драматург, философ, ботаник, геолог и коллекционер — не оставил заметного следа. К его мнению прислушивались все. Но после смерти Гете его наследие не раз пере­оценивалось, а научные теории были надолго забыты. 

Кураторы выставки в Бонне, где в девяти тематических разделах собрано более 300 экспонатов, вновь возвращают нас к переосмыслению наследия великого немца. Здесь живопись, скульптура, рисунки и гравюры вдохновленных его идеями современников. Среди них — и малоизвестные портреты художников Ангелики Кауфман и Генриха Кристофа Кольбе кисти Гете, и его рисунок со сценой из «Фауста». Здесь же личные вещи Гете, рукопись «Страданий юного Вертера», минералы, майолика из его коллекции. 

Юлиус Хамел. «Закладывание камня для восстановления дома Гете». 1898. Фото:  Ursula Edelmann/ Freieis Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum
Юлиус Хамел. «Закладывание камня для восстановления дома Гете». 1898.
Фото: Ursula Edelmann/ Freieis Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum

Кураторы включили в экспозицию и произведения художников ХХ века, чтобы продемонстрировать актуальность наследия Гете. 

И в этой части выставки посетителей ждет едва ли не самое интересное — неожиданные совпадения знаменитой теории Гете о восприятии цвета, полемизирующей с научной теорией Исаака Ньютона после его опытов с призмой, и экспериментов Василия Кандинского, Пауля Клее, Пита Мондриана. Кинетическое воплощение гетевской теории представлено произведением датско-исландского художника Олафура Элиассона, мастера свето-цветовых эффектов. В его инсталляции «Расскажи мне о чудесном изобретении» (1996) белый и зеленый свет прожекторов направлен на зеркало, где отражается отбрасывающий тени вращающийся диск. В результате белый цвет кажется зеленым, а зеленый — красным. Этот эффект Гете описал еще в конце XVIII века.

Бундескунстхалле
Гете. Преобразование мира
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+