18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей декоративного искусства показывает свадебные сундуки XIX–XX веков

№75
Материал из газеты

На выставке раскрывают символический, почти сакральный смысл сундука, который воспринимался хранилищем тайн и богатства

На выставке три десятка расписных крестьянских сундуков из частных коллекций и фондов самого музея. В середине XIX — начале XX века на Русском Севере, а затем в Вятской и Костромской губерниях стала очень популярной роспись по дереву. Ею покрывали не только почитаемые части дома: божницу, пространство около печи, входную дверь, — но и разные утилитарные предметы: прялки, сундуки. Правда, просто бытовыми их не назовешь. Сундук, например, имел символический, почти сакральный смысл, воспринимался хранилищем тайн и богатства. В славянской традиции сундук невесты демонстрировал достаток семьи (отсюда традиция «выкупа» сундука друзьями жениха) и мастерство его владелицы. Девочка получала сундук в детстве и постепенно заполняла его сшитым собственными руками приданым. Роспись имела функции оберега: цветы и деревья символизировали жизненный цикл, круг обозначал солнце. К общепринятым символам добавлялись свои, местные. Например, оригинальным элементом вятской росписи стал уткоконь — мифологический образ, олицетворяющий собой богатство, плодородие и достаток. Экспозиция дополнена несколькими северными сундуками XVII–XVIII веков, ставшими образцами для крестьянских изделий более позднего времени.

Всероссийский музей декоративного искусства
Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века
До 14 августа
www.vmdpni.ru

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+