В Петре открылся новый музей

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис

Монастырь Аль-Дейр входит в число главных достопримечательностей Петры. Фото: Alamy/ТАСС
Монастырь Аль-Дейр входит в число главных достопримечательностей Петры.
Фото: Alamy/ТАСС

В судьбе иорданского города Петры, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, произошло важное событие: недавно здесь открылся новый музей. Его строительство заняло пять лет. Здание стоимостью $7 млн (эти средства были выделены японским Агентством международного сотрудничества) расположилось около входа в археологический парк. Музей был торжественно открыт наследным принцем Иордании Хуссейном.

Находки из древней столицы Набатейского царства, история которой насчитывает более 2 тыс. лет, долгое время экспонировались на территории самого парка, где условия хранения были далеки от идеальных. В новом здании, спроектированном японским архитектурным бюро Yamashita Sekkei, в кондиционированных залах общей площадью 1,8 тыс. кв. м первоначально разместили около 300 предметов из собрания Департамента древностей Иордании. В конце июня к ним добавились экспонаты, вернувшиеся с выставки «Мир между империями» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Прославившаяся на весь мир искусными фасадами гробниц, высеченными в скалах из песчаника, Петра сейчас возрождается как культурная достопримечательность после резкого снижения численности туристов из-за волнений «арабской весны» 2011 года. Новый музей призван помочь вернуть былые показатели посещаемости. Причем речь идет не только об иностранных визитерах — в качестве целевой аудитории рассматриваются и местные жители из города Вади-Муса и окрестного региона.

Хотя Япония сыграла ключевую роль в создании музея, экспозиции и мультимедийный контент разрабатывались в основном иорданскими кураторами, учеными и дизайнерами. Признание национального авторитета было особенно важным моментом, так как в предыдущих музейных проектах в Иордании в значительной степени были задействованы иностранные институты, компании или независимые ученые. Музей находится в совместном ведении Региональной администрации по развитию и туризму Петры, подчиняющейся премьер-министру Иордании, и Департамента древностей.

Постоянная экспозиция — это залы, представляющие историю страны с каменного века до современности. Первая галерея посвящена инженерным решениям, которые обеспечивали водой город в пустыне. Среди главных объектов — инсталляция «Деятельные набатейцы» — круговой зал с двумя десятками скульптурных и архитектурных элементов и потрясающей анимацией на полу, прослеживающей этапы возникновения и развития древнего царства.

Следующие залы иллюстрируют представления набатейцев о жизни и смерти посредством целого спектра экспонатов — от знаменитой гробницы сокровищ и недавних археологических находок до фресок и мозаичных полов. Например, в разделе «Набатейские выражения» демонстрируются надписи на набатейском, греческом и латинском языках, отражающие присущий обитателям Петры космополитизм и их обширные связи с миром. Чрезвычайно интересен камень с высеченной надписью «Петра Метрополис», датируемой II веком н.э., — это одно из немногих сохранившихся упоминаний греческого названия города. Ведь по-набатейски он назывался Ракму — имя, важное для национального самосознания.

Путь от проекта музея до его реализации занял у архитектурного бюро Yamashita Sekkei около пяти лет. Фото: Maisam architects & engineer
Путь от проекта музея до его реализации занял у архитектурного бюро Yamashita Sekkei около пяти лет.
Фото: Maisam architects & engineer

Наконец, раздел «Возрождение Петры» — это история повторного открытия города европейскими исследователями в XIX веке, многочисленные археологические и исторические проекты, которые осуществляются здесь и сегодня, а также традиции местных бедуинов. Обширный хронологический нарратив хорошо продуман и выстроен, а эстетический подход к потрясающим экспонатам, этикетки под которыми не перегружены текстом, является основным козырем музея. Около 50 предметов демонстрируются здесь впервые, в том числе римская статуя Афродиты, фрагменты которой были обнаружены в 2016 году. С другими артефактами, пока отправленными в запасники, работают реставраторы.
Расположенный по соседству центр для посетителей, где во время строительства музея временно размещались экспонаты, будет перестроен под образовательные и просветительские проекты. В целом же новому учреждению есть куда развиваться: здесь пока не очень обширное хранилище, да и потребность в реставрационных помещениях все еще сохраняется. Но главное уже происходит: посетителей становится все больше. 


Петра: рукотворное изобилие воды в пустыне

Скальная архитектура Петры вызывает неизменный восторг туристов, однако этот древний город отличался не только красотой, но и на удивление рациональным устройством. В частности, в условиях жаркой пустыни насущной проблемой для набатейцев был дефицит пресной воды, и с ней они справились блестяще. Водоснабжение Петры обеспечивала разветвленная система терракотовых труб и двух сотен резервуаров, хранивших драгоценную дождевую воду. Продуманные инженерные решения позволяли осуществлять водосбор с территории общей площадью около 1 тыс. кв. км. 
Этот гидротехнический проект стал одним из важнейших факторов, способствовавших расцвету города в начале I тысячелетия н.э. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+