18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петре открылся новый музей

№75
Материал из газеты

Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис

В судьбе иорданского города Петры, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, произошло важное событие: недавно здесь открылся новый музей. Его строительство заняло пять лет. Здание стоимостью $7 млн (эти средства были выделены японским Агентством международного сотрудничества) расположилось около входа в археологический парк. Музей был торжественно открыт наследным принцем Иордании Хуссейном.

Находки из древней столицы Набатейского царства, история которой насчитывает более 2 тыс. лет, долгое время экспонировались на территории самого парка, где условия хранения были далеки от идеальных. В новом здании, спроектированном японским архитектурным бюро Yamashita Sekkei, в кондиционированных залах общей площадью 1,8 тыс. кв. м первоначально разместили около 300 предметов из собрания Департамента древностей Иордании. В конце июня к ним добавились экспонаты, вернувшиеся с выставки «Мир между империями» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Прославившаяся на весь мир искусными фасадами гробниц, высеченными в скалах из песчаника, Петра сейчас возрождается как культурная достопримечательность после резкого снижения численности туристов из-за волнений «арабской весны» 2011 года. Новый музей призван помочь вернуть былые показатели посещаемости. Причем речь идет не только об иностранных визитерах — в качестве целевой аудитории рассматриваются и местные жители из города Вади-Муса и окрестного региона.

Хотя Япония сыграла ключевую роль в создании музея, экспозиции и мультимедийный контент разрабатывались в основном иорданскими кураторами, учеными и дизайнерами. Признание национального авторитета было особенно важным моментом, так как в предыдущих музейных проектах в Иордании в значительной степени были задействованы иностранные институты, компании или независимые ученые. Музей находится в совместном ведении Региональной администрации по развитию и туризму Петры, подчиняющейся премьер-министру Иордании, и Департамента древностей.

Постоянная экспозиция — это залы, представляющие историю страны с каменного века до современности. Первая галерея посвящена инженерным решениям, которые обеспечивали водой город в пустыне. Среди главных объектов — инсталляция «Деятельные набатейцы» — круговой зал с двумя десятками скульптурных и архитектурных элементов и потрясающей анимацией на полу, прослеживающей этапы возникновения и развития древнего царства.

Следующие залы иллюстрируют представления набатейцев о жизни и смерти посредством целого спектра экспонатов — от знаменитой гробницы сокровищ и недавних археологических находок до фресок и мозаичных полов. Например, в разделе «Набатейские выражения» демонстрируются надписи на набатейском, греческом и латинском языках, отражающие присущий обитателям Петры космополитизм и их обширные связи с миром. Чрезвычайно интересен камень с высеченной надписью «Петра Метрополис», датируемой II веком н.э., — это одно из немногих сохранившихся упоминаний греческого названия города. Ведь по-набатейски он назывался Ракму — имя, важное для национального самосознания.

Наконец, раздел «Возрождение Петры» — это история повторного открытия города европейскими исследователями в XIX веке, многочисленные археологические и исторические проекты, которые осуществляются здесь и сегодня, а также традиции местных бедуинов. Обширный хронологический нарратив хорошо продуман и выстроен, а эстетический подход к потрясающим экспонатам, этикетки под которыми не перегружены текстом, является основным козырем музея. Около 50 предметов демонстрируются здесь впервые, в том числе римская статуя Афродиты, фрагменты которой были обнаружены в 2016 году. С другими артефактами, пока отправленными в запасники, работают реставраторы.
Расположенный по соседству центр для посетителей, где во время строительства музея временно размещались экспонаты, будет перестроен под образовательные и просветительские проекты. В целом же новому учреждению есть куда развиваться: здесь пока не очень обширное хранилище, да и потребность в реставрационных помещениях все еще сохраняется. Но главное уже происходит: посетителей становится все больше. 


Петра: рукотворное изобилие воды в пустыне

Скальная архитектура Петры вызывает неизменный восторг туристов, однако этот древний город отличался не только красотой, но и на удивление рациональным устройством. В частности, в условиях жаркой пустыни насущной проблемой для набатейцев был дефицит пресной воды, и с ней они справились блестяще. Водоснабжение Петры обеспечивала разветвленная система терракотовых труб и двух сотен резервуаров, хранивших драгоценную дождевую воду. Продуманные инженерные решения позволяли осуществлять водосбор с территории общей площадью около 1 тыс. кв. км. 
Этот гидротехнический проект стал одним из важнейших факторов, способствовавших расцвету города в начале I тысячелетия н.э. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+