18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации

№75
Материал из газеты

Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров

Выставки-блокбастеры — лишь фасад музейной деятельности, основа которой — хранение, изучение, каталогизация и, разумеется, реставрация. Однако деятельность тех, кто обеспечивает сохранность, а часто буквально возрождает к жизни музейные экспонаты, редко оказывается в центре внимания. 

Жанр реставрационных выставок, которые практикуют музеи всего мира, призван исправить эту несправедливость. Экспозиция «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы, великолепные изделия работы отечественных и западноевропейских ювелиров. Объединяет их то, что все они недавно прошли через реставрационные мастерские музея, существующие с 1963 года. Совместные усилия специалистов по металлу, тканям, бумаге, темперной и масляной живописи позволили не только вернуть утраченный облик произведениям, но и расширить наши знания о них, иногда уточнить дату создания или установить авторство или детали бытования вещи.

В интервью нашей газете директор музея Елена Гагарина подчеркивала, что реставрационные выставки пользуются неизменной популярностью, так как люди хотят знать, что делается в музее, как готовятся выставки, как реставрируются вещи. Она предрекала особый успех именно экспозиции «Хранители времени», поскольку на этот раз отреставрировали царские регалии, а это традиционно одни из самых востребованных экспонатов в музее. Многие вещи долгое время находились в запасниках и будут впервые представлены публике.

Под экспозицию отведено два выставочных пространства — Успенской звонницы и Патриаршего дворца. В звоннице показаны предметы, относящиеся к придворному церемониалу, и атрибуты власти, например корона императрицы Анны Иоанновны (1730) и две алмазные шапки — Ивана V и Петра I (1684). Последние можно назвать хитом экспозиции. Парные шапки для юных царей-соправителей, сводных братьев Ивана и Петра Алексеевичей, были изготовлены мастерами Оружейной палаты в очень сжатые сроки, так как после смерти их старшего брата, царя Федора Алексеевича, не оставившего после себя наследников, развернулась борьба за власть между кланами Милославских и Нарышкиных. Венчание на царство сразу двух братьев — Ивана (сына Марии Милославской) и Петра (сына Натальи Нарышкиной) при регентстве царевны Софьи представлялось соломоновым решением. Для них был спешно сооружен трон с двумя сиденьями, изготовлены алмазные шапки. Из описей казны известно, что многие накладки для них были сняты с венца их предшественника на троне. 

Среди других экспонатов — ренессансный итальянский шлем, французская шпалера, оружие и конское убранство, а также работы западноевропейских мастеров из казны московских правителей. В Одностолпной палате Патриаршего дворца можно увидеть редкие иконы, в том числе образ «София Премудрость Божия» первой половины XV столетия, церковное шитье и сокровища храмовых ризниц. 

Мультимедийная программа выставки задумана так, чтобы зритель составил представление о реставрации, о тех открытиях, которые сделаны в процессе работы над произведениями, о новых технологиях, придуманных и освоенных музейными специалистами. Для тех, кто планирует углубиться в историю реставрации, подготовлена специальная лекционная программа, которая начинается в августе. Речь пойдет как о традициях хранения сокровищ в царской казне и поновления фресок в соборах Кремля, так и о современной работе, которая ведется в мастерских музея. 

Музеи Московского Кремля
Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля
12 июля – 13 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+