18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Наш силиконовый Зеленоград

№74
Материал из газеты

Книга об истории города-эксперимента, олицетворявшего торжество советской электроники и служившего наглядным воплощением прогрессивной архитектурной мысли, досталась нам «из первых рук» — от одного из соавторов проекта

Сегодня, когда вопросы московского благоустройства и урбанистики из вотчины специалистов превратились в предмет всеобщего жаркого обсуждения, книга «Зеленоград — город архитектора Игоря Покровского» кажется своевременной и полезной не только для историков архитектуры. Хотя и странно, что она появилась лишь сейчас. Некогда засекреченный, не отмеченный на картах город, возникший по мановению руки Никиты Хрущева в начале 1960-х годов у станции Крюково Октябрьской железной дороги, давно заслуживал подобного исследования. Да, конечно, о Зеленограде было несметное количество публикаций, были обложки журнала «Советская архитектура»; только замышлявшийся город будущего фигурирует в фильме «Взрослые дети» 1961 года, а позднее именно здесь снимают «Отроков во Вселенной». Немудрено, что этот отдаленный район Москвы (таков статус Зеленограда), запрятанный в лесах центр советской электронной промышленности, надолго стал символом современности. Однако до сих пор связного повествования об истории и архитектуре города не было.

Автор книги, 91-летний Феликс Новиков — не сторонний наблюдатель, а активный участник этого градостроительного эксперимента, сподвижник Игоря Покровского (1926–2002), почти 40 лет, с 1964-го по 2002-й, бывшего главным архитектором Зеленограда. Новиков, посвятивший книгу своему коллеге, избежал искушения написать обычные мемуары (хотя мемуарные моменты здесь, конечно, есть), а вместо этого сложил ее как настоящий архитектор в компактную конструкцию из разных блоков. Тут и куски, написанные лично Новиковым, и статьи других авторов, и публикации из старых журналов, и масса иллюстраций. Но тон книги — бодрый, деловой, открытый к дискуссии, а главное, полный обаятельного шестидесятнического энтузиазма — задает сам автор-составитель.

В 31 главу (и главки эти в основном не больше разворота) ему удивительным образом удалось впихнуть максимум фактов и историй. Тут есть рассказ и о том, как возникла идея города-спутника (после визита Хрущева в Финляндию), и о том, как сложился творческий коллектив под руководством Покровского, сначала показавший себя на строительстве метро (станция «Краснопресненская»), потом, после постановления о борьбе с излишествами, создавший шедевр оттепельной архитектуры — московский Дворец пионеров на Ленинских горах и наконец приглашенный проектировать Зеленоград. В книге проскальзывают два легендарных американца, основатели советской электроники, в русской жизни ставшие Филиппом Старосом и Иосифом Бергом, которые посоветовали архитекторам воздержаться от высотных решений при строительстве заводов («в этих технологиях недопустимы никакие колебания зданий»), и другой важный герой — министр электронной промышленности СССР Александр Шокин, пробивший создание здесь центра микроэлектроники.

Известная ныне как концептуальный художник Елена Елагина написала о том, как создавался скульптурный фриз Эрнста Неизвестного с «младенцем Электроном» для Московского института электронной техники (МИЭТ) — в те времена она была ассистентом скульптора. Рассказывается и о загубленных чинушами идеях. Так, вместо «Прометея» Неизвестного на площади перед зданием научного центра (в народе прозванным «шайба с клюшками») был поставлен Ильич, демонтированный в 2010 году. Новиков ехидно замечает: «Был бы Прометей, никакие политические бури его бы не коснулись».

Естественно, автор уделил особое внимание знаковым постройкам и ансамблям города — это и знаменитый красно-белый кампус МИЭТа, и горсовет, по-модернистски трактующий идею палаццо-крепости, и длиннющая, в полкилометра, «Флейта» (жилые микрорайоны в Зеленограде строились по типовым проектам, и этот дом был исключением из правила, так как оформил стратегическую для общего вида позицию), и бруталистские автобусные остановки, и площадь Юности, и возникший позднее Дворец культуры. Включена в книгу и эпопея с присуждением Госпремии коллективу архитекторов, впервые выдвинутому на награду в 1973 году (назовем еще хотя бы несколько имен — Александр Белоконь, Анатолий Климочкин, Дмитрий Лисичкин, Борис Оськин, Григорий Саевич, Юрий Свердловский). Но получение отодвинулось на несколько лет из-за инцидента в популярном зеленоградском ресторане «Русский лес»: главный архитектор города поучаствовал в потасовке, а бдительный милиционер отправил на него жалобу самому Брежневу, что чуть не стоило Покровскому карьеры. Слава богу, архитектор отделался строгим выговором и построил еще много всего — например, такую экзотическую вещь, как молельный баптистский дом в авангардном ключе.

Далеко не каждый архитектор может похвастать тем, что сумел реализовать не просто здание или квартал, а целый и цельный город. У Игоря Покровского (и его большой команды) это получилось — и, каковы бы ни были профессиональные оценки отдельных архитектурных решений, жители Зеленограда всегда ценили среду своего города, лесопарки, возможность купаться летом в самом центре, в искусственном пруду, много гулять и ходить пешком, красивые панорамы и яркий облик главных зданий. Учитывая особую поддержку электронной промышленности в советское время, это был город весьма высоких жизненных и урбанистических стандартов, до которых большая Москва дорастает только сейчас. Тем более печально, что Покровский застал и деградацию своего детища в новые времена: последний большой проект нового научного центра остался незавершенным, началась варварская коммерческая застройка пространств, запроектированных с любовью и тщанием. Город, уже почти стихийно увеличиваясь в размерах, стал терять свое обаяние, превращаясь в один из прочих спальных районов. Об этом тоже есть у Новикова, в главе «Зеленоград-SOS». Остается надеяться, что книга вновь привлечет внимание к этому уникальному градостроительному памятнику советского модернизма и заставит по-новому оценить его эстетику и масштаб.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+