18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Карл Великий: завоеватель, покровитель науки и искусств и первый европеец, конечно

В немецком Ахене сразу тремя выставками стартовал год императора Священной Римской империи.

Многие считают Карла Великого (742–814), 1200 лет со дня смерти которого отмечается в этом гому, прародителем современной объединенной Европы. Но не все согласны с этим. Французский медиевист Жак Ле Гофф считал Карла узурпатором, сравнивая его с Наполеоном и даже с Гитлером, а немецкий поэт-романтик Генрих Гейне возвеличивал язычника Видукинда, возглавившего борьбу против насильственной христианизации Карлом Саксонии.

Карл был талантливым военачальником. Из 46 лет своего правления 44 он провел в военных походах, подчинив саксов и баварцев на востоке, ломбардов на севере Италии, потеснив арабов на Пиренейском полуострове, завоевав земли аваров на территории нынешних Венгрии и Австрии. К концу жизни он правил империей, в которую входили современные Франция, страны Бенилюкса, Германия до Эльбы, Швейцария, земли к югу до Балкан и северная часть Апеннинского полуострова. Карл был защитником Папы, обращавшим покоренные им народы в христианство. Этот союз государства и церкви был освящен 25 декабря 800 года, когда папа Лев III в соборе Святого Петра короновал Карла, объявив его римским императором.

Для своей резиденции император выбрал немецкий город Ахен, построив здесь дворец с собором и великолепной восьмигранной капеллой, мраморные колонны для которой привез из Равенны. Вскоре капелла стала крупным центром паломничества к хранившимся там христианским реликвиям, а затем и усыпальницей самого императора. Карл был малообразован, но питал огромное уважение к наукам и искусствам, приглашая в свою резиденцию лучших ученых и художников. Чтобы способствовать распространению знаний среди подданных, указом императора был даже создан стандартный рукописный шрифт (каролингский минускул).

Этот период высочайшего взлета науки и искусств при дворе Карла Великого называют Каролингским возрождением, образцы которого дошли до нас в виде иллюстрированных манускриптов, резьбы по слоновой кости, образцов прикладного искусства.

Это наследие и легло в основу трех выставок в Ахене, объединенных под названием Карл Великий: власть, искусство и богатство. Археологические артефакты и мультимедийные инсталляции выставки Объекты власти в здании ратуши представляют жизнь двора Карла Великого. Искусство эпохи Карла Великого в открытом в 2013 году Центре Карла Великого демонстрирует  резные костяные пластины с оклада знаменитого Лоршского Евангелия (одна из Музея Виктории и Альберта, другая из Музеев Ватикана). И третья выставка — Потерянные сокровища (в ризнице Ахенского собора) — объединяет артефакты и христианские реликвии из императорской коллекции, в том числе и античный саркофаг, в котором Карл был похоронен.
Различные площадки
Карл Великий: власть, искусство и богатство

Ахен
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+