18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле

№74
Материал из газеты

Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн

В марте лондонский дилер Ричард Нейджи сделал смелый шаг, полностью посвятив свой стенд на ярмарке Art Basel в Гонконге Эгону Шиле (1890–1918), выставив 40 его произведений, застрахованных на впечатляющую общую сумму — $100 млн. В июне инициативу подхватит Galerie Saint Etienne из Нью-Йорка, которая везет на Art Basel в Базеле подборку блестящей графики художника. Если у западной аудитории имя Шиле на слуху, то в Азии с творчеством одного из ведущих представителей австрийского экспрессионизма знакомы не так близко. 

В откровенном и вызывающем творчестве Эгона Шиле много неприкрытой сексуальности (художник даже был приговорен к кратковременному тюремному заключению за демонстрацию рисунков эротического характера). «Шиле исследует человеческую природу на самом базовом уровне, — говорит Нейджи. — В большинстве случаев в его рисунках даже отсутствует фон… все внимание сосредоточено на фигуре».

Рынок работ Шиле весьма ограничен, в первую очередь из-за высоких цен. На стенде Нейджи они начинались с $100 тыс. и доходили до $12 млн — не самая комфортная точка входа для молодых коллекционеров. Кроме того, чтобы в полной мере оценить Шиле, требуется глубокое знаточество: утонченность и нежность ряда рисунков легко не заметить за тревожностью и физической напряженностью.

Цены

Как показывают данные об аукционных результатах Шиле, собранные Art Market Research, в 2000 году произошел резкий скачок цен на его произведения. В период с 2000 по 2017 год они выросли на 1122,9%.

«В 1940-е годы Шиле можно было купить всего за $20, в 1950-е — за $100», — рассказывает эксперт Джейн Каллир, автор каталога-резоне художника и директор нью-йоркской Galerie St. Etienne, основанной ее дедом Отто в 1939 году.

Выше всего ценятся картины Шиле маслом, гораздо более редкие (2% от всех аукционных продаж), чем произведения на бумаге. Аукционный рекорд на его живопись был установлен в июне 2011 года на лондонских торгах Sotheby’s, когда картина «Дома с пестрым бельем» («Пригород II») (1914) ушла с молотка за £24,7 млн ($39,8 млн), уложившись в эстимейт £22–30 млн (в отличие от результатов торгов, в предпродажном эстимейте не учитывается комиссия). Но в 2017 году два других полотна на аукционах провалились. «Данаю» (1909) сняли с торгов нью-йоркского Sotheby’s, ее эстимейт в $30–40 млн посчитали чересчур высоким для произведения, где слишком очевидно влияние учителя Шиле Густава Климта. Непроданной осталась и другая известная картина маслом — «Дом в горах» (1915), опять же, вероятнее всего, переоцененная организаторами аукциона (эстимейт £20–30 млн).

Что же касается произведений Шиле на бумаге (25% от всех аукционных продаж), то в этой категории ценовой рекорд установил на лондонском Sotheby’s в 2013 году рисунок «Любовники» («Автопортрет с Валли») (1914 или 1915), проданный за £7,9 млн ($12,3 млн).

Нейджи и Каллир сходятся во мнении, что дефицит — главная проблема этого рынка и что с годами ситуация становится все хуже. «Сегодня уже никому не удастся собрать коллекцию уровня той, что принадлежит Музею Леопольда в Вене», — считает Каллир.

Подводные камни

Коллекционерам следует обращать внимание на две вещи. Первая — провенанс. Во время Второй мировой войны часть работ Шиле незаконно конфисковали нацисты. Соответственно, необходимо сверяться с каталогом-резоне и тщательно проверять, в чьей собственности произведение находилось в 1930–1940-е годы.

Иногда, если выясняется, что работа была незаконно изъята в период войны, новым владельцам удается достичь договоренности с потомками тех, кому она когда-то принадлежала. Так, в ноябре 2018 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за $24,6 млн был продан «Город в сумерках» («Маленький город II») (1913), когда-то конфискованный и в конце концов возвращенный по закону о реституции семье владельцев.

Вторая проблема — подлинность. Рынок полон подделок, Каллир говорит, что видит их приблизительно по одной в неделю. «По счастью, большинство подделок отсеивается на начальном этапе, не успев далеко продвинуться по „пищевой цепи“, и каталог-резоне служит надежной защитой», — замечает она. Кроме того, есть работы, которые после смерти Шиле раскрасил муж его сестры Антон Пешка; они ценятся гораздо ниже, чем произведения, полностью созданные Шиле.

Содержание отдельных вещей Шиле с их откровенной наготой может показаться неуместным носителям азиатской ментальности, но Нейджи напоминает: «В Японии существует яркая традиция сюнги (эротический рисунок. — TANR), она прекрасно уживается со сдержанным поведением японцев в обществе, и я не думаю, что с другими частными покупателями дело обстоит иначе… привлекательность эротики универсальна». При этом, по его словам, натуралистичные и узнаваемые работы 1917–1918 годов в последнее время продаются за большие деньги «охотникам за трофеями», в то время как настоящие ценители Шиле предпочитают более сложные экспрессионистские произведения 1910–1912 годов.

Коллекционеры

«Есть так называемые собиратели трофеев, им нужно только „самое-самое“, в результате цены на такие работы взлетают до небес, разделяя рынок на две части. И в его нижнем сегменте случаются очень выгодные сделки, которые заключают знатоки, глубже понимающие творчество Шиле», — рассказывает Каллир.

Что касается спроса на Шиле в Азии, то Нейджи уверяет, что у него уже есть несколько китайских коллекционеров, «хоть и совсем немного». Как бы то ни было, когда на лондонских торгах Sotheby’s 26 февраля «Рыбацкая лодка в Триесте» (1912) была продана за превысившие эстимейт £10,7 млн ($14 млн), основные конкуренты участника, купившего лот, по данным аукционного дома, были из Азии. Нейджи говорит, что решил привезти Шиле в Гонконг в надежде как найти новых коллекционеров, так и «популяризовать художника». 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+