18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работа над фресками папского дворца в Авиньоне завершена

Реставрация росписей XIV века в капелле Святого Марциала, оформленной в готическом стиле, продолжалась более девяти лет

Работа над фресками в капелле Святого Марциала должна завершиться этим летом. Фрески были выполнены между 1344 и 1346 годами по заказу папы римского Климента VI его официальным живописцем итальянцем Маттео Джованнетти (1322–1368). Первые попытки исследований предприняли в 2005 году, но вскоре работа была прервана. «Мы недооценили сложность реставрации», — говорит Дидье Репеллен, главный архитектор и генеральный инспектор исторических памятников во Франции.

Применение поливинилацетата для покрытия фресок в процессе реставрации в 1970-е годы значительно затемнило их. «Этот материал, просочившийся в красочный слой, был применен в гораздо больших дозах, чем мы думали», — рассказал главный хранитель папского дворца Доминик Венгтен.

Кроме того, проект захлебнулся, когда итальянская фирма, взявшая на себя первичное удаление пыли с фресок, отказалась продолжать работы, после чего муниципалитет Авиньона, которому принадлежит дворец, приостановил реставрацию. Только в 2012 году для выполнения этой задачи была выбрана римская фирма Consorzio Arke, ранее реставрировавшая капеллу Скровеньи в Падуе с фресками Джотто и фрески Пинтуриккьо в Сиенском соборе.

Сейчас работы в полном разгаре. Бригада из шести реставраторов работает над циклом фресок, покрывающим стены от пола до потолка и состоящим из 21 сцены. Здесь изображено житие святого Марциала Лиможского (по утверждению монаха XI века Адемара Шабанского, он принес христианство в юго-западную Галлию и был другом святого Петра). Папа римский Климент VI, уроженец Лиможа, использовал историю святого Марциала, чтобы узаконить присутствие Святого престола в Авиньоне.

Слой за слоем реставраторы утончают слой поливинилацетата, затемнивший за годы фрески. «Здания бледного цвета, напоминающие местную архитектуру, стали за это время коричневыми», — говорит Репеллен. В задачу также входит укрепление краски и тонирование утраченных участков акварелью серого цвета, чтобы восстановление было заметным, но не отвлекающим при осмотре фресок.

Некоторые повреждения и утраты оставят, включая фрагменты, написанные «по сухому» и покрытые листами оловянной фольги, которая со временем отвалилась. «Оловянная чума», необратимый химический процесс, видоизменяющий металл, запятнала кольчуги, надетые на ряд фигур. Лица других фигур были вырезаны со стен солдатами и проданы, когда в XIX веке дворец служил казармой. «Мы также сохраняем некоторые характерные повреждения, с тем чтобы они послужили документацией для будущих реставраций», — объясняет реставратор Мануела Миканьели. Пока капелла не закрылась 12 лет назад, каждый год ее посещало примерно 60 тыс. человек; как ожидается, она вновь откроется для публики в 2015 году. Росписи в капеллах Святого Марциала и Святого Иоанна, наряду с фресками на потолке Зала больших приемов, — последние сохранившиеся работы художника в папском дворце.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+