18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля

На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме

Сразу после серии выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, крупнейшая из которых открывается этой осенью в парижском Лувре (24 октября 2019 года — 24 февраля 2020 года), нас ждет 500-летняя годовщина смерти другого великого мастера эпохи Возрождения — Рафаэля Санти.

Рафаэль умер в Риме, где провел последнее десятилетие жизни. В этот период основную часть заказов он получал от папского двора, в том числе занимался росписью покоев понтифика в Ватикане — знаменитых станц Рафаэля. Мастер портретной живописи и изображений мадонн, Рафаэль вместе с Леонардо и Микеланджело входит в тройку титанов Высокого Возрождения.

В отличие от обоих своих коллег-конкурентов, доживших до старости, Рафаэль скончался в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Широкой публике его лицо знакомо по ранним, полным юношеской энергии автопортретам. В родном городе художника, Урбино, юбилейная выставка «Рафаэль и его друзья из Урбино» откроется уже в октябре нынешнего года. В Национальной галерее Марке раннее творчество Рафаэля представят в контексте произведений других живописцев, работавших при блестящем дворе герцога Урбинского. 

И как всегда в преддверии юбилеев знаменитых художников, между мировыми музеями разворачивается борьба за право выставить их знаковые работы.

Так или иначе, самая важная выставка юбилейного года пройдет в Риме в Скудерие дель Квиринале — бывших папских конюшнях при Квиринальском дворце, — галерее, находящейся в ведении итальянского министерства культуры (предварительно — с 5 марта по 14 июня 2020 года). Это выставочное пространство полностью зависит от аренды экспонатов из сторонних коллекций. Выставку Рафаэля организуют совместно с флорентийской Галереей Уффици, откуда приедут главные картины. Пока что неизвестно, какие именно произведения отправятся из Флоренции в Рим. В собрании Уффици хранятся такие вещи Рафаэля, как «Автопортрет» (1504–1506), начатый, когда художнику едва исполнилось 20, парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци (1504–1507), «Мадонна со щеглом» (около 1506).

Еще одной важной площадкой юбилейного года станет миланская Пинакотека Амброзиана, недавно завершившая реставрацию большого картона к ватиканской фреске «Афинская школа» (1509). Произведение вернули в экспозицию в марте этого года.

Что касается других стран, то ожидается, что выставку мастера в следующем году проведет лондонская Национальная галерея, где хранится 11 произведений Рафаэля, однако официальных объявлений на этот счет пока не появлялось. Другая важная лондонская институция, Музей Виктории и Альберта, сделает акцент на семи огромных картонах к шпалерам с сюжетами из деяний апостолов Петра и Павла, находящихся в постоянной экспозиции.

Лувр не планирует делать специальную выставку, посвященную Рафаэлю, но готовит экспозицию произведений итальянского Возрождения под названием «Тело и душа. Скульптура в Италии от Донателло до Микеланджело. 1460–1520», запланированную на весну 2020 года. Подробности будут объявлены позднее, но музей рассчитывает получить важные экспонаты из итальянских коллекций.

Ранее в этом году между Францией и Италией разгорелся дипломатический скандал, когда, вопреки достигнутым договоренностям, Галерея Уффици отказалась подтвердить свое согласие отправить в Лувр ряд произведений искусства на выставку о Леонардо. Судя по всему, конфликт удалось уладить, и в минувшем месяце президенты Эмманюэль Макрон и Серджо Маттарелла встретились во французском Амбуазе, где в 1519 году скончался Леонардо, чтобы вместе почтить памятную дату. Однако до сих пор неизвестно, привезут ли в Париж легендарного «Витрувианского человека» из венецианской Галереи Академии и набросок автопортрета из туринской Королевской библиотеки.

Ввиду проблем, возникших у Лувра с Леонардо, переговоры о поддержке юбилейного года Рафаэля в Италии французской стороной, вне всяких сомнений, носят очень непростой характер.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+