18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля

На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме

Сразу после серии выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, крупнейшая из которых открывается этой осенью в парижском Лувре (24 октября 2019 года — 24 февраля 2020 года), нас ждет 500-летняя годовщина смерти другого великого мастера эпохи Возрождения — Рафаэля Санти.

Рафаэль умер в Риме, где провел последнее десятилетие жизни. В этот период основную часть заказов он получал от папского двора, в том числе занимался росписью покоев понтифика в Ватикане — знаменитых станц Рафаэля. Мастер портретной живописи и изображений мадонн, Рафаэль вместе с Леонардо и Микеланджело входит в тройку титанов Высокого Возрождения.

В отличие от обоих своих коллег-конкурентов, доживших до старости, Рафаэль скончался в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Широкой публике его лицо знакомо по ранним, полным юношеской энергии автопортретам. В родном городе художника, Урбино, юбилейная выставка «Рафаэль и его друзья из Урбино» откроется уже в октябре нынешнего года. В Национальной галерее Марке раннее творчество Рафаэля представят в контексте произведений других живописцев, работавших при блестящем дворе герцога Урбинского. 

И как всегда в преддверии юбилеев знаменитых художников, между мировыми музеями разворачивается борьба за право выставить их знаковые работы.

Так или иначе, самая важная выставка юбилейного года пройдет в Риме в Скудерие дель Квиринале — бывших папских конюшнях при Квиринальском дворце, — галерее, находящейся в ведении итальянского министерства культуры (предварительно — с 5 марта по 14 июня 2020 года). Это выставочное пространство полностью зависит от аренды экспонатов из сторонних коллекций. Выставку Рафаэля организуют совместно с флорентийской Галереей Уффици, откуда приедут главные картины. Пока что неизвестно, какие именно произведения отправятся из Флоренции в Рим. В собрании Уффици хранятся такие вещи Рафаэля, как «Автопортрет» (1504–1506), начатый, когда художнику едва исполнилось 20, парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци (1504–1507), «Мадонна со щеглом» (около 1506).

Еще одной важной площадкой юбилейного года станет миланская Пинакотека Амброзиана, недавно завершившая реставрацию большого картона к ватиканской фреске «Афинская школа» (1509). Произведение вернули в экспозицию в марте этого года.

Что касается других стран, то ожидается, что выставку мастера в следующем году проведет лондонская Национальная галерея, где хранится 11 произведений Рафаэля, однако официальных объявлений на этот счет пока не появлялось. Другая важная лондонская институция, Музей Виктории и Альберта, сделает акцент на семи огромных картонах к шпалерам с сюжетами из деяний апостолов Петра и Павла, находящихся в постоянной экспозиции.

Лувр не планирует делать специальную выставку, посвященную Рафаэлю, но готовит экспозицию произведений итальянского Возрождения под названием «Тело и душа. Скульптура в Италии от Донателло до Микеланджело. 1460–1520», запланированную на весну 2020 года. Подробности будут объявлены позднее, но музей рассчитывает получить важные экспонаты из итальянских коллекций.

Ранее в этом году между Францией и Италией разгорелся дипломатический скандал, когда, вопреки достигнутым договоренностям, Галерея Уффици отказалась подтвердить свое согласие отправить в Лувр ряд произведений искусства на выставку о Леонардо. Судя по всему, конфликт удалось уладить, и в минувшем месяце президенты Эмманюэль Макрон и Серджо Маттарелла встретились во французском Амбуазе, где в 1519 году скончался Леонардо, чтобы вместе почтить памятную дату. Однако до сих пор неизвестно, привезут ли в Париж легендарного «Витрувианского человека» из венецианской Галереи Академии и набросок автопортрета из туринской Королевской библиотеки.

Ввиду проблем, возникших у Лувра с Леонардо, переговоры о поддержке юбилейного года Рафаэля в Италии французской стороной, вне всяких сомнений, носят очень непростой характер.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+