18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Верить свежим преданиям

Книга «Искусство глазами коллекционера» приурочена к одноименной выставке в Музее нонконформистского искусства в Петербурге

Название и выставке и книге дал цикл лекций, прочитанных в Русском музее известным петербургским коллекционером Николаем Кононихиным. У книги есть подзаголовок — «Вторая половина XX века. Ленинградский опыт». Под одной обложкой автор собрал рассказы обо всех направлениях художественной жизни Ленинграда-Петербурга с послевоенных времен до конца 1990-х годов. 

Во вступительном слове к изданию Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ, пишет: «Кононихин глубоко погружен в материал, который он открыл для себя, осмыслил по-своему и постарался систематизировать, ввести в исторический и культурный контекст». Инженер по образованию, Кононихин увлекся коллекционированием предметов искусства в начале 1990-х годов. Сейчас он обладатель одного из самых значительных собраний картин и рисунков ленинградских художников второй половины XX века, а также автор почти десятка книг.

Еще в середине 1990-х у него появилось желание систематизировать собранный материал, самому разобраться в мало исследованной тогда теме. Однако идея цикла лекций окончательно сформировалась только к 2013 году. Кононихин поделился ею с сотрудниками отдела новейших течений Русского музея, а они, в свою очередь, предоставили ему площадку для выступлений. Первый сезон лекций состоялся в 2013–2014 годах, а предстоящий сезон станет уже седьмым по счету. По словам автора, собственно лекций, написанных на бумаге, у него не было, а была лишь серия устных рассказов. И когда Кононихин сел за книгу, то писал ее практически заново, но при этом сохранял последовательность изложения и названия своих лекций как названия ее глав.

Первая из них — рассказ о советском импрессионизме, о Всеволоде Баженове, Вячеславе Загонеке, Александре Романычеве. Следующая глава посвящена ленинградским последователям «Бубнового валета», ученикам Александра Осмеркина — Ивану Годлевскому, Евсею Моисеенко, Сергею Осипову и многим другим. Автор подробно описывает формирование и творческие искания «группы одиннадцати» (Валерий Ватенин, Герман Егошин, Виталий Тюленев), а также устремления Павла Кондратьева и художников его круга (Владимир Волков, Валентина Поварова, Вера Матюх). Отдельные главы повествуют о Ленинградской литографской мастерской, об обществе «Аполлон» (Ростислав Вовкушевский, Григорий Израилевич, Борис Калаушин, Борис Стародубцев) и неофициальном искусстве Ленинграда-Петербурга — от Владимира Шагина до Тимура Новикова. Проиллюстрирована книга произведениями из коллекции автора. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+