18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ленинградское послевоенное искусство по «групповому признаку»

В петербургском Музее нонконформистского искусства проходит выставка работ из собрания Николая Кононихина

Главные герои выставки в петербургском Музее нонконформистского искусства (в составе арт-центра «Пушкинская, 10») — ленинградские художники послевоенного периода — как признанные классики, так и незаслуженно забытые — из собрания Николая Кононихина.

Экспозицию «Искусство глазами коллекционера» составили около 50 произведений живописи и графики, представленные по «групповому признаку» — от советского импрессионизма, ленинградских учеников «Бубнового валета» и «группы одиннадцати» до художников мастерской ленинградской литографии, круга Павла Кондратьева, общества «Аполлон». Эту выставку можно было бы назвать своеобразной историей ленинградского андерграунда, но сам Николай Кононихин, коллекционер и искусствовед, считает разделение искусства послевоенного периода на официальное и неофициальное неправильным.

«Цель моей выставки — опровергнуть разобщенность официального и неофициального, потому что в жизни все было сложнее, все переплеталось, а не противостояло друг другу, — рассказал Николай Кононихин. — Разве можно сказать, что художники, например, из ленинградских литографских мастерских были только официальными или неофициальными? А группа Павла Кондратьева? Они же все были членами Союза художников, состояли в ЛОСХе, но при этом и Павел Кондратьев, и Владимир Стерлигов передавали свою эстафету учебы у запрещенных тогда мастеров русского авангарда своим ученикам!»

С авторами многих работ, представленных на выставке, Николай Кононихин был знаком лично или дружил с их родными. Первый зал экспозиции — своеобразный вход в модернизм. Дальше показаны ученики Александра Осмеркина Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Сергей Осипов, Ольга Богаевская, воспринявшие эстетику «Бубнового валета». Затем представлены работы «группы одиннадцати»: Завена Аршакуни, Валерия Ватенина, Германа Игошина, Виталия Тюленина, Константина Симуна. Среди представленных авторов есть и незаслуженно забытые имена: например, Григорий Израилевич, Борис Стародубцев. А работа Стародубцева «ДТП» сохранилась только благодаря стараниям коллекционеров: она чуть не сгорела во время пожара, и след от сапога пожарного, заметный на поверхности картины, теперь стал ее неотъемлемой частью. В планах собирателя — передать это произведение в музей.

«Я всегда выбирал работы с точки зрения того, как они будут смотреться в музейном зале, — рассказал коллекционер. — К ужасу моей жены, меня никогда не интересовало, как картина будет выглядеть на стенах квартиры. Приносил вещи домой, ставил в угол и начинал обдумывать музейный проект. И я рад, что могу внести свой вклад в просветительскую работу, потому что, увы, многих ленинградских художников второй половины XX века до сих пор плохо знают. Учеников Александра Осмеркина как 20 лет назад не знали, так и теперь мало знают. Поэтому появилась и эта выставка, и мой цикл лекций, которые я читаю в Русском музее».

На протяжении всей работы выставки Николай Кононихин будет читать свои лекции в Музее нонконформистского искусства по субботам.

Выставка продлится до 21 апреля.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+