18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Спорную скульптуру выставили под именем Микеланджело

Небольшое распятие, происхождение которого вызывает у экспертов сомнения, принимает участие в выставке «Микеланджело. Универсальный творец», посвященной 450-летию со дня смерти великого мастера, вместе с двумя подлинными скульптурами распятия.

Политическая шумиха и всевозможные слухи, не утихающие вокруг деревянного распятия, автором которого был объявлен Микеланджело, в течение последних трех лет остаются одной из главных тем для обсуждений в итальянском культурном сообществе. И вот новый поворот истории: распятие принимает участие в открывшейся в мае ретроспективе, посвященной титану Возрождения.

Небольшая (для «гигантомана» Микеланджело) — высотой всего 41,3 см — вырезанная из липы скульптура, которую все желающие могут увидеть на выставке Микеланджело. Универсальный творец, посвященной 450-летию со дня смерти великого мастера, была приобретена итальянским правительством у туринского антиквара Джанкарло Галлино в 2008 году и считается юношеской работой художника. До 14 сентября в Капитолийских музеях выставляются все три деревянных распятия: недавняя покупка властей и два признанных экспертами шедевра Микеланджело.

Выставка была организована директором музеев Флоренции Кристиной Ачидини, которая, как и ее предшественник на посту Антонио Паолуччи (ныне директор Музеев Ватикана), в свое время одобрила сделку, консультируя по вопросу покупки распятия Роберто Чекки, в то время заместителя министра культуры Италии.

Приобретено государством

Впервые о том, что автором распятия мог быть 20-летний Микеланджело, заговорили  летом 2004 года, когда оно появилось на выставке в Музее Хорна во Флоренции, куратором которой выступил Джанкарло Джентилини, профессор истории искусства университета Перуджи и ведущий специалист по скульптуре Ренессанса.

Галлино, выставивший работу на продажу, сначала просил за нее €18 млн, однако после выставки в Музее Хорна его распятие было объявлено национальным достоянием и запрещено к вывозу за границу. Возможно, по этой причине, а может быть, и потому, что Галлино был неизлечимо болен раком, он неожиданно уступил скульптуру государству за €3,25 млн. Сделка была санкционирована Счетной палатой Италии (орган государственного финансового контроля) в декабре 2008 года и получила одобрение специалистов экспертной комиссии Министерства культуры.

Однако покупка сразу поставила под удар авторитет Кристины Ачидини, а также еще четырех известных специалистов экспертного комитета: их обвинили в злоупотреблении государственными средствами. Все они были оправданы в сентябре прошлого года, хотя в суде высказывались сомнения относительно законности юридических деталей сделки. Государственный защитник обжаловал это решение.

Кому выгодно?

После того как власти приобрели распятие, оно было торжественно представлено в посольстве Италии в Ватикане в присутствии папы Бенедикта XVI и директора Музеев Ватикана, затем в палате депутатов, а потом совершило турне на Сицилию и в Милан. Сопроводительный каталог, составленный Ачидини и Джентилини, был озаглавлен Микеланджело: Христос вновь обретенный. По словам Ачидини, распятие является «работой мастера, наделенного энциклопедическими знаниями, исключительной внимательностью к деталям и виртуозностью передачи анатомических подробностей». Джентилини говорит, что «видел сотни распятий, но это абсолютный шедевр».

Однако уже в 2011 году раздались голоса скептиков: разоблачительными статьями разразились университетские профессора Томазо Монтанари (Кому выгоден Микеланджело?) и Клаудио Джунта (Как стать Микеланджело?). Монтанари считает, что распятие могло быть изготовлено в одной из флорентийских мастерских в конце XV века. Он также выразил несогласие с мнением, высказанным Сандро Бонди, занимавшим пост министра культуры в правительстве Сильвио Берлускони с 2008 по 2011 год, когда работа демонстрировалась в парламенте в январе 2009 года. Тогда Бонди написал: «Даже в условиях экономической нестабильности, в которых мы существуем, следует изыскивать средства для объектов исключительной значимости, которые мы с гордостью передадим нашим потомкам». В результате последовавшей за этим шумихи в прессе распятием заинтересовались аудиторы; началось расследование сделки, которая была объявлена Счетной палатой заключенной «без надлежащих выводов экспертов относительно атрибуции», а сама скульптура в феврале 2012 года была оценена всего в €850 тыс. Вскоре после этого, в апреле 2012 года, распятие продолжило свой гастрольный тур, появившись на выставке в Музее Барджелло во Флоренции.

Посетителям Капитолийских музеев этим летом предлагается уникальная возможность сравнить распятие Барджелло с двумя другими, приписываемыми Микеланджело. Одно из них имеет почти такую же высоту, что и Христос вновь обретенный, — 42,7 см. Эту работу предоставил Лувр, где она экспонировалась в зале Микеланджело с ноября 2013 года, после того как ее передали в дар музею парижские коллекционеры Питер Сильверман и Кэтлин Онорато, которые, в свою очередь, купили редчайший экспонат в 1980-е годы у дилера в Мюнхене за 5 тыс. немецких марок как работу «неизвестного южногерманского мастера XVII века». Страховщики оценили распятие в €20 млн (для сравнения: распятие Барджелло было застраховано на €14 млн, когда зимой 2004–2005 годов его возили в Японию).

Лувр принял подарок Сильвермана — Онорато лишь после серии тщательных проверок и экспертиз, в ходе которых музейные эксперты пришли к мнению, что «исключительное мастерство резьбы, мелкие детали и знание анатомии человеческой мускулатуры, отличающее работу, позволяют нам предполагать, что это может быть ранняя работа Микеланджело». Директор Лувра Жан-Люк Мартинес назвал распятие «великолепным», а также высказал удовлетворение тем, что Лувр является «одним из немногих неитальянских музеев, где хранятся работы этого гения».

Третье распятие на выставке в Риме значительно выше — 142,2 см. Оно было создано для алтаря церкви Санто-Спирито во Флоренции; в здешнем госпитале юный Микеланджело занимался анатомическими штудиями. С 2000 года шедевр находится в ризнице церкви, и в этом случае авторство художника не вызывает сомнений.

Выставка в Капитолийских музеях уникальна тем, что все три распятия выставлены впервые одновременно, хотя они появились вместе еще на страницах каталога выставки в Музее Хорна в 2004 году.

В одном из своих редких интервью Кристина Ачидини призналась The Art Newspaper, что автором распятия Санто-Спирито бесспорно является Микеланджело, что же касается двух других работ, то их атрибуция «вполне обоснованна». Она уверена, что выставка в Риме «позволит максимально точно прояснить все связанные с этим спорные вопросы», и с оптимизмом ждет заключения апелляционного суда, отметив, что Счетная палата «должна пересмотреть этот случай с административной точки зрения, а не с точки зрения проблем атрибуции».

Кому не привыкать к экспертизам и дискуссиям относительно подлинности произведений искусства, так это Питеру Сильверману: владелец Женского портрета в профиль, который, по мнению оксфордского профессора Мартина Кемпа, принадлежит кисти Леонардо да Винчи, к чему с нескрываемым скепсисом относятся другие ученые, заявил, что «ошеломлен» полемикой, разгоревшейся вокруг распятия Барджелло. Он не сомневается, что это тот же мастер, чье распятие он передал в Лувр, и готов доказать это. «Если итальянское государство недовольно покупкой, я скажу своим адвокатам, чтобы они тоже предложили за него €3,4 млн, — говорит он. — Оно станет жемчужиной нашей коллекции и в один прекрасный день отправится в какое-нибудь респектабельное заведение, например Лувр, где с него будут сдувать пылинки». Итальянские власти даже внакладе не останутся, улыбается он. Да, жаркое арт-лето в этом году выдастся на Капитолийском холме... - Саймон Хьюитт

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+