18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Два товарища: Павел Беньков и Николай Фешин

№74
Материал из газеты

Оба художника, представленные на выставке «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма, были чрезвычайно талантливы, и это добавляет интриги в сопоставление их творчества

Когда устраиваются ретроспективные выставки «на двоих», обычно возникает вопрос, насколько уместно соседство тех или иных художников. Идет ли речь о единомышленниках, исповедовавших сходные взгляды на искусство, или куратор намеренно сталкивает разных авторов, желая сыграть на контрасте? В обоих случаях успех парной экспозиции не очевиден и не гарантирован. Но если рассмотреть доводы, по которым произведения Павла Бенькова (1879–1949) и Николая Фешина (1881–1955) демонстрируются сейчас в одном пространстве — в залах Музея русского импрессионизма, то никаких вопросов возникать не должно. Их сопоставление представляется обоснованным, хотя на протяжении десятилетий оно было попросту невозможным.

Художники были земляками (оба родились в Казани), почти ровесниками, хорошими приятелями и соучениками — сначала в местном художественном училище, после в Императорской академии художеств в Петербурге. Фешин учился у Ильи Репина, Беньков — у Дмитрия Кардовского. И оба впоследствии преподавали в Казани, в том самом училище, где начинали свой путь. А затем судьба их развела и географически, и политически: вторую половину жизни Фешин провел в США, Беньков — в советском Узбекистане. Название выставки — «Место под солнцем» — под­ра­зумевает чужбину, которая для каждого из них оказалась по-своему горькой, но и благодатной.

Здесь важно подчеркнуть, что оба художника были чрезвычайно талантливы, и это добавляет интриги в сопоставление их творчества. Причем оба до конца дней работали в реалистической манере, на которую, конечно, повлияли рыночные американские условия в одном случае и соцреалистические установки — в другом, однако повлияли не настолько, чтобы обезличить. Стиль Фешина вообще послужил одним из образцов для многих художников в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе; триумф Бенькова оказался куда более локальным — и все же он заслуженно стал мэтром у себя на второй родине, в Самарканде. Идея их экспозиционного сближения сулит почти неизбежные зрительские радости — для тех, разумеется, кто ценит в живописи не концепции, а чувственность, лирику и свободу кисти. В проекте участвует несколько российских музеев начиная с Третьяковки и Музея Востока, а также десяток частных коллекционеров.  

Музей русского импрессионизма
Место под солнцем. Беньков/Фешин
5 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
5
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
6
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
7
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+